В онлайн-афишу МХТ вошли работы Богомолова и Серебренникова

Евгений Миронов в спектакле Кирилла Серебренникова «Господа Головлевы» © фото с официального сайта МХТ им. Чехова

На второй неделе июня МХТ имени А.П. Чехова будет транслировать спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова и Марины Брусникиной.

9 июня театр покажет «Господ Головлевых» Михаила Салтыкова-Щедрина в постановке Кирилла Серебренникова — один из самых мрачных и трагичных спектаклей режиссера. Роль Иудушки в нём сыграл Евгений Миронов.

«После «Господ Головлевых» стало окончательно ясно, что Серебренников, режиссер с громкой и, как казалось поначалу, несколько легкомысленной славой, тоже расположен к трудным духовным поискам и интересен в своих несовершенствах даже больше, чем в очевидных сценических победах. В его «Головлевых», в отличие от его же шумного прошлогоднего «Леса» (социального бурлеска, не тронутого никакой метафизикой), есть тягостные моменты сценической скуки, но есть и потрясающие прозрения. Это попытка предъявить нам классическую историю гибели семьи в ее постмодернистском изводе — с резкими перепадами из эпики (многочисленные флэшбэки в детство героев) в фантасмагорию (тут покойники запросто разгуливают по сцене в черных пиджаках со шнуровкой вместо пуговиц), а оттуда — в едкий щедринский фельетон. Попытка кажется тем более отчаянной, что в середине 80-х здесь, во МХАТе, «Господ Головлевых» со Смоктуновским поставил не кто-нибудь, а грандиозный мастер эпического жанра Лев Додин», — рассказывала о спектакле Серебренникова Марина Давыдова.

10 июня пройдёт трансляция спектакля «Белое на черном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего в постановке Марины Брусникиной. Это четвёртое обращение режиссёра к прозе современных авторов. Брусникина заставляет зрителей задуматься о том, как в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях человек способен сохранить достоинство и веру в себя.

11 июня будет показан архивный спектакль «Село Степанчиково и его обитатели» Федора Достоевского в постановке Владимира Богомолова. Он вышел в 1973 году, а главные роди в нём исполнили Михаил Зимин, Софья Гаррель, Алексей Грибов, Иван Власов и Всеволод Шиловский.

12 июня театр покажет один из последних спектаклей Олега Табакова — «Дракон» Константина Богомолова по пьесе Евгения Шварца.

В своей статье об этой работе режиссёра Антон Хитров и Алла Шендерова отмечали: «Встреча Богомолова со Шварцем была вопросом времени: режиссера всегда занимали сказки — возможно, больше, чем кого бы то ни было в нашем новом театре. <…> В руках Николая Рощина или Андрея Могучего сказка превращается в калейдоскоп изобретательных формальных решений. Для равнодушного к аттракционам Богомолова сказка — нечто прямо противоположное: чем история невероятней, тем более скупыми будут его средства. Режиссера прельщают условность, игра, комичное несоответствие между означаемым и означающим: на сцене, чтобы сделать обыденного человека драконом, гигантом или говорящим котом, достаточно его так назвать. Это Иван Сергеич, он великан. Договорились? Едем дальше».

13 июня трансляции продолжит спектакль «Номер 13» Рэя Куни в постановке Владимира Машкова с Авангардом Леонтьевым и Евгением Мироновым в главных ролях. Эта работа стала первой кассовой комедией на сцене Художественного театра.

«Пьеса „№ 13“ — это комедия положений в чистом виде — кладезь для режиссерской фантазии, наслаждение для актеров. Я хотел сделать из нее импровизационный, джазовый спектакль, где у каждого из десяти артистов будет своя партия, наступательная, агрессивная режиссура будет сочетаться в нем с яркой актерской игрой. Когда температура актерских тел равняется улице во время московской зимы (ноль — плюс 2), мне бывает очень тяжело смотреть на зрительный зал. Это не мой градус», — заявлял режиссёр Владимир Машков.

14 июня театр покажет «Кабалу Святош» Михаила Булгакова в постановке Адольфа Шапиро с Олегом Табаковым и Ольгой Яковлевой. «Предполагалось, что этот спектакль <…> станет, как писали критики, «нравственным оправданием появления в афише коммерческих спектаклей». Как вскоре выяснилось, «Кабала святош» <…> делала хорошие сборы. Но вот со смыслом в ней были проблемы — предмет художественного высказывания в спектакле попросту отсутствовал. Впервые Шапиро поставил «Кабалу святош» в 1988-м, роль Мольера стала одной из значительных ролей Ефремова, а Людовика играл Иннокентий Смоктуновский — дуэт вошел в легенды. В версии 2001-го Мольера, согласно воле Ефремова, играл новый худрук МХТ — и роль категорически ему не подходила», — описывали спектакль Алла Шендерова и Ольга Фукс в материале журнала ТЕАТР. об эпохе Художественного театра под руководством Олега Табакова.

Главный редактор журнала ТЕАТР. Марина Давыдова писала об этом спектакле: «В ситуации исчерпанности основные силы постановщика ушли на то, чтобы придумать для булгаковской пьесы хоть какой-то новый ход, и в известном смысле это ему удалось. Он напрочь убрал из нее социальность и не особенно педалировал театральность. Он поставил ее как сценическую симфонию, обратив особое внимание на подзаголовок первой редакции «Кабалы» — «пьеса из музыки и света», превратив художника Юрия Харикова и композитора Эдуарда Артемьева в своих полноправных соавторов и перенеся конфликт из сферы человеческой в сферу визуально-звуковую. Любовь и творческое горение ассоциируется в этом спектакле со свечами, королевский двор — с пространством, залитым светом, Кабала — с мраком, который прорезают лучи».

Трансляции всех спектаклей будут начинаться в 19:00 и пройдут в социальных сетях Художественного театра — FacebookVK и YouTube.

Комментарии
Предыдущая статья
Не стало Кристин Линклейтер 07.06.2020
Следующая статья
«Бориса Годунова» Някрошюса покажут на сайте журнала ТЕАТР. 07.06.2020
материалы по теме
Новости
Саша Золотовицкий и команда «Сони-9» приглашают на «спектакль-путешествие»
24 и 25 октября на Малой сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Саши Золотовицкого «Морж, учитель и поэт» (6+) по одноимённой книге Артура Гиваргизова.
Новости
В МХТ Вера Попова и Олжас Жанайдаров приглашают вернуться в 2002-й
4 и 5 октября на Новой сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Веры Поповой «Флешбэк 2002» по пьесе Олжаса Жанайдарова.