9 февраля спектакль “Мельников. Документальная опера” единственный раз будет сыгран в ЦИМе.
Напомним, спектакль “Мельников. Документальная опера” создавался для зала “Руина” Музея архитектура им. А.В. Щусева, где его сыграли десять раз. “Мельников” выдвигался на соискание Российской национальной театральной премии “Золотая Маска” в номинациях “Эксперимент” и “Лучшая работа композитора”.
В честь дня рождения Мейерхольда, который ЦИМ традиционно отмечает художественными акциями, связанными с русским и мировым авангардом, “Мельникова” сыграют вновь и вне стен, для которых он сочинялся.
“Мы имели дело с грандиозным и до той поры недоступным, неопубликованным эго-документом – дневником архитектора Константина Мельникова, который для многих в мире главное лицо и имя «советского авангарда», – рассказывает режиссёр Анастасия Патлай. – Планида же его – горькое и несправедливое отлучение большого художника от дела его жизни. Стиль его письма простодушный и искренний, характер – то сомневающийся, то заносчивый и самодовольный, отношения с архитектурой – таинственные. Пьеса, собранная не только из дневниковых записей Мельникова, но и писем, материалов прессы, воспоминаний, сложилась в особенное, внежанровое произведение. Среди действующих лиц пьесы: Хор «молодцов» – так сам Мельников называл своих доброжелателей, и Хор «сволочей» – так он именовал завистников и хулителей своего творчества. Решение пригласить в команду композитора было вполне естественным. Музыка в спектакле не оформительский или иллюстративный элемент, а действующее лицо. Она и пророчествует, и комментирует, и оплакивает. Она – «хор» в самом первоначальном его назначении в театре. Она самостоятельна и подчас соревнуется с «нарративом» за первенство, преграждая ему путь к ушам зрителя.
Решение сделать спектакль «двухуровневым» стало ответом на наше желание «отдалить» от зрителя фигуру Мельникова, усилить временную и пространственную дистанцию, а не сократить ее. Благодаря этой буквальной, физической удаленности зрителя, устранению «сцены» в ее привычном понимании, зыбкой визуальности и подчас попросту «плохой видимости», мы не можем не чувствовать фрагментарность, недоступность, ускользающую природу не только человеческой судьбы, но и памяти о ней, казалось бы, навеки отлитой в том, что мы привыкли называть «документом»”.
Помимо Анастасии Патлай, спектакль создавали драматург Нана Гринштейн, композитор Кирилл Широков, художник Яков Каждан, видеохудожник Михаил Заиканов, художник по свету Лена Перельман, художник по движению Татьяна Гордеева и другие. В спектакле заняты Игорь Ясулович (Мельников-старик), Егор Морозов (Мельников-архитектор), Тимофей Трибунцев (Мельников-сны – голос), Алиса Дмитриева (Аня), а также ансамбль солистов театра голоса “Ла Гол” (художественный руководитель – Наталья Пшеничникова).