Алексей Золотовицкий устроит в РАМТе «медитативный туризм» по Данилову

На фото — момент репетиции спектакля «Пустые поезда» © пресс-служба РАМТа

Сегодня, 21 января, на Маленькой сцене РАМТа пройдёт премьера спектакля Алексея Золотовицкого «Пустые поезда» (16+) по книге Дмитрия Данилова.

Хотя сегодня в театральном сообществе Дмитрий Данилов нередко воспринимается прежде всего как драматург, начинал и получил первое признание он как прозаик. Ещё в 2010-х писатель начал создавать свои «медитативные романы»: экспериментальные тексты, в которых автор-наблюдатель простыми словами рассказывает о явлениях максимально привычных, обыкновенных, тривиальных и даже «скучных». Поезда, движение по безликим как будто бы железным дорогам, особенно пригородным, — важный для Данилова образ и своеобразная локация, причём не только в прозе, но и в стихах, и даже в пьесах (например, в «Человеке из Подольска»). Цикл очерков «Пустые поезда 2022 года» объединяет черты ранней прозы Данилова с «эстетикой обыденного» и вообще со многими мотивами его поэзии, но отличается и от того, и от другого — прежде всего, реальными обстоятельствами, обозначенными в тексте: свои микропутешествия автор предпринимает после смерти матери от ковида; каждый очерк, даже если в нём ничего не говорится о случившемся горе, — своеобразный опыт проживания утраты. Кроме того, это именно серия зарисовок, которые можно воспринимать не только как единое целое, — что отчасти и пробуют сделать создатели премьеры в РАМТе.

Для Алексея Золотовицкого «Пустые поезда» станут третьей работой в этом театре: в пространстве Чёрной комнаты с 2018 года идёт спектакль «Самая лёгкая лодка в мире», основанный на сочинениях Юрия Коваля, Юлия Кима и Сергея Никитина, а на планшете Большой сцены играют «Женщин Лазаря» по роману Марины Степновой. С предстоящей премьерой «Самую лёгкую лодку в мире» роднит «любовь к жизни, к мелочам, из которых она состоит», по определению режиссёра. А история появления спектакля напоминает другую работу Золотовицкого — спектакль «Мама, я в Москве», основанный на коротких рассказах-постах актрисы Дины Губайдуллиной. Режиссёр рассказывает о рождении замысла «Пустых поездов»: «Я ухватился за „Поезда“, когда они ещё не были книгой, а выходили постами в соцсетях. Мне тогда показалось, что это очень игровой текст с кучей приключений. Как будто Алиса в стране чудес прыгнула в нору и встречает всяких забавных человечков. Но при переводе прозы на язык сцены мы, конечно, столкнулись с тем, что как бы ничего не происходит. Поэтому выбрали путь откровенно игрового театра с песнями, танцами, стихами и мемами. Всем тем, что можно ждать от прозы про человека, который просто сидит в электричке и смотрит в окно».

Хотя и прозу Данилова (правда, «сюжетную» — роман «Саша, привет!»), и даже стихи уже переносили на сцену, премьера в РАМТе станет первой постановкой «Пустых поездов 2022 года», новейшей на сегодняшний день книги писателя. Театр анонсирует премьеру так: «Время словно замирает внутри капсулы-поезда, и в неспешном разглядывании привычных обстоятельств вдруг проявляются почти сказочные события. Всё в них подчиняется собственным законам: обещанные автобусы не приходят, таксисты противятся воле будильников, мобильная связь исчезает и появляется непостижимым образом. Оторванность человека-наблюдателя внутри вагона от несущегося в пропасть наружного мира становится своеобразной терапией, кратковременным утешением и для зрителя». Жанр спектакля создатели обозначают как «медитативный туризм».

Над премьерой вместе с режиссёром работают художница София Егорова и художник по свету Нарек Туманян (они же выпускали «Самую лёгкую лодку в мире» и «Женщин Лазаря»), хореограф Александра Колосовская и видеохудожник Екатерина Чебышева. Музыкальное оформление для спектакля создал сам Алексей Золотовицкий вместе с Алексеем Кульпиным.

В постановке заняты артисты разных поколений — в том числе принятый в труппу в начале этого сезона выпускник Щукинского института Максим Заболотний, который будет играть в очередь с Даниилом Шперлингом. Также в «Пустых поездах» будут участвовать Алексей Гладков, Диана Морозова, Виталий Тимашков, Сергей Чудаков, Дарья Семёнова и Александра Аронс (в очередь).

Напомним, Алексей Золотовицкий — актёр, режиссёр, музыкант. В 2009 году окончил международное отделение факультета журналистики МГУ, а в 2015-м — режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Среди постановок режиссёра — спектакли в «Практике», «Центре драматургии и режиссуры», московском Театре имени Пушкина, Большом театре, Театре имени Ермоловой, новосибирском «Первом театре», Коми-Пермяцком национальном драматическом театре.

Комментарии
Предыдущая статья
В Александринке покажут балет по «Кроткой» Достоевского 20.01.2025
Следующая статья
В Театре на Таганке выпускают камерный мюзикл по Кафке 20.01.2025
материалы по теме
Новости
Не стало драматурга Владимира Арро
28 января на 93-м году жизни умер драматург и прозаик Владимир Арро. О смерти Арро сообщили в соцсетях его близкие.
Новости
В Петербурге открывается новый «Театр на Разночинной»
9 февраля в Санкт-Петербурге откроется новое театральное пространство — «Театр на Разночинной». Проект создан благодаря работе Еврейского благотворительного центра «Хэсэд Авраам».