XXXI Фестиваль «Звёзды белых ночей» в Петербурге представляет премьеру Мариинского театра по двум произведениям Белы Бартока. 27 и 29 июня на Исторической сцене театра сыграют балет «Чудесный мандарин» и оперу «Замок герцога Синяя Борода» в постановке Юрия Посохова. В спектакле примут участие Диана Вишнёва, Кимин Ким, Михаил Петренко и Анжелика Минасова.
Венгерский композитор Бела Барток известен прежде всего как автор симфонической и фортепианной музыки. У него всего три произведения для сцены: опера «Замок герцога Синяя Борода» и два балета – «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин». Все они основаны на сказочных, фантастических сюжетах и сегодня редко появляются на российских сценах. Идея объединить два из этих одноактных сочинений в общей программе отчасти была подсказана самим композитором, который считал такое соседство удачным.
Либретто балета «Чудесный мандарин» написал молодой венгерский драматург Мельхиор Лендьела под влиянием гастролей труппы Сергея Дягилева в Будапеште в 1912 году. По сюжету уличная девушка заманивает мужчин в притон, где их грабят и убивают бандиты. Первой жертвой становится старый повеса, второй – застенчивый юноша. Третьим должен стать китайский мандарин (богатый чиновник), но безумная страсть делает его неуязвимым для ножей и практически бессмертным. Лишь утолив жажду плоти, он умирает, истекая кровью.
Эта жутковатая фантастика вдохновила Бартока на создание оригинального балета, но в Будапеште его отвергли из-за «безнравственности сюжета» и крайней новизны музыкального языка, а премьера в Кёльне в 1926 году вызвала настоящий скандал.
На отечественной сцене «Чудесный мандарин» впервые появился в 1961 году: балет в постановке Леонида Лавровского под названием «Ночной город» был показан в Большом театре.
Хореографом новой версии в Мариинском стал Юрий Посохов. На премьерном показе в главных партиях выступят ведущие солисты труппы Диана Вишнёва и Кимин Ким. За дирижёрский пульт встанет Валерий Гергиев.
Единственная опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода» была написана молодым композитором в 1911 году и долго считалась неисполнимой. Либретто Белы Балажа основано на пьесе Метерлинка «Ариана и Синяя Борода», где жёны героя символизируют периоды его жизни: утро – день – вечер – ночь. Сильное влияние на это сочинение оказала другая опера на сюжет Метерлинка – «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси.
«Главный герой оперы Бартока – заповедный замок, который Синяя Борода показывает молодой жене, – говорится в описании спектакля. – За семью дверьми, как за семью печатями, скрыты тайны души хозяина». Им соответствуют семь симфонических картин, погружающих слушателя в мрачную и напряжённую атмосферу.
В СССР оперу впервые поставили в 1978 году в Большом театре, где она прозвучала на русском языке. Оригинальную версию на венгерском представили в Мариинском в 2010-м – это была совместная работа с Английской национальной оперой.
Режиссёром новой постановки в Мариинском стал также хореограф Юрий Посохов. На премьерных показах партию Герцога Синяя Борода исполнит бас Михаил Петренко, а роль Юдит – Анжелика Минасова. Дирижёр – Кристиан Кнапп.