Журнал ТЕАТР. – о премьере оперы Бриттена, которая вышла перед самым началом карантина. Следующие показы – в новом сезоне.
Оперный дебют режиссёра Олега Долина состоялся на Камерной сцене Большого театра – он поставил “Маленького трубочиста” Бенджамина Бриттена.
Вообще же сочинение композитора состоит из двух частей и называется “Давайте создадим оперу!” (Let’s Make an Opera!). Первая половина, где зрители, следуя инструкциям композитора, должны сами придумывать музыкальное произведение, режиссёра не заинтересовала. Ему показалась важнее история маленького трубочиста Сэма, которого чудаковатые ровесники стараются спасти от изнурительной работы. Опера исполняется на родном для композитора английском, но диалоги ведутся по-русски (и этим версия Долина отличается от полностью русскоязычного спектакля, сыгранного на этой же сцене Камерного театра Покровского в 1979 году). Субтитры красной строчкой ползут над сценой не высоко и не низко, удобно для детей.
Две куклы – тряпичные чудаковатые птицы – маленькой интермедией предваряют начало спектакля и уходят, чтобы потом, перешучиваясь, появиться снова и сыграть следующие ремарки, кратко поясняя, в каком месте останавливается сюжет.
Мрачновато-мистическая атмосфера создаётся в первой же сцене не только музыкой, но и мизансценой, когда вокруг рядком сидящих детей в полосатых пижамах вороном кружит суровая лысая певица, надзирательница мисс Бэггот (Екатерина Большакова). Даже шуршание её пышного чёрного платья звучит зловеще. Чёрный Боб и Клэм (Александр Колесников и Борислав Молчанов), двое бывалых трубочистов с садистскими замашками, заталкивают проданного им девятилетнего Сэма в дымоход. Роль тощего, несчастного маленького трубочиста с причёской дикобраза играет воспитанник детской студии при Театре Леон Автаев – и он едва ли старше своего героя. Но и он, и другие маленькие артисты исполняют свои не самые простые в мировом детском репертуаре партии с невесомой лёгкостью, явно получая огромное удовольствие от спектакля.
Перепуганный Сэм застревает в трубе странного дома, где дети с разнообразными физиологическими особенностями играют в прятки. Закрытые пансионы, играющие немалую роль в британской культуре, давно стали излюбленными местами действия английских романов “для детей”: от “Гарри Поттера” до “Дома странных детей Мисс Перегрин”. Главные герои таких произведений обычно обладают какими-то неповторимыми чертами. Вот и в “Маленьком трубочисте” на помощь Сэму спешит весёлая компания: девочка, у которой по всему телу растут длинные рыжие волосы, мальчик-пузырь, мальчик-личинка, девушка с крюками вместо рук и двойняшки с неправильным количеством конечностей.
Ребята с азартом тянут за невидимую веревку и от усердия даже отрывают Сэму руку – но тут же невидимыми нитками пришивают её на место. Чтобы злые взрослые не нашли незваного гостя, его прячут в шкаф, а надзирательницу пускают по ложному следу, обозначая сажей чёрную дорожку до окна. Мисс Бэггот, которая, надо сказать, и без того не любит детей, после подобных шалостей и вовсе впадает в ярость.
Дети доверчиво обращаются к единственной известной им добросердечной взрослой, Роуэн (Александра Наношкина). У Бриттена она младшая няня, у Долина, скорее, просто самая взрослая воспитанница – потому как странностями тоже не обделена. Её сердце покоится в прозрачном пузыре, служащем девушке экстравагантной сумкой (художник по костюмам – Евгения Панфилова). Роуэн придумывает план: Сэма можно спрятать в сундуке двойняшек, которых она завтра увозит из пансиона.
Наступает ночь. По детскому хору, распластавшемуся на полу, ползают тени – то ли от облаков, идущих сквозь решётки, то ли от старых узловатых ветвей деревьев, нависших над окнами (художник по свету Нарек Туманян). Песня их – о птицах, что в ночи выглядят совсем не безобидно. Через все двери как через щели вползают ужасающие, гипертрофированных размеров и искаженных пропорций игрушки. Но кошмар заканчивается с наступлением утра. Сэм, зажавший в кулак три золотые монеты, подаренные детьми, спрятан в сундуке. Клоунская пара Том и Альфред никак не могут поднять его, и тайна вот-вот станет явью. Дети бросаются на помощь, и сундук взмывает под потолок. Сэм и двойняшки покидают жутковатый особняк и… оказываются в клетках бродячего цирка. Добрая Роуэн оборачивается корыстной и жестокой: она безжалостно продала уникальных детей.
Мир, созданный Олегом Долиным – детская страшилка, рассказанная темной-темной ночью, растрепанный от жара сон ребенка. В мистической, тревожной музыке Бриттена печальная идея о неискоренимости жесткости проходит подводным течением, проскальзывает из-за нот, но не становится явной. Может быть потому, что написанная в 1949 году опера опиралась на послевоенную надежду на лучшее. Но сейчас её свет поугас. И потому в этой сказке нет хорошего конца.