Лариса Луппиан станет худруком Театра им. Ленсовета

Актриса Лариса Луппиан © ok.ru

Как сообщили журналу ТЕАТР. в петербургском комитете по культуре, должность худрука, открытая в Театре им. Ленсовета год назад ради смены статуса режиссера Юрия Бутусова (до этого он занимал пост главного режиссера), скоро перестанет быть вакантной.

Этот пост займет народная артистка России Лариса Луппиан, которую директор театра Валерий Градковский сразу после ухода Юрия Бутусова назначил председателем художественного совета театра. В данный момент идет подготовка соответствующих документов.

Напомним, что в марте 2018 года из-за конфликта с руководством комитета по культуре Санкт-Петербурга режиссёр Юрий Бутусов со скандалом покинул Театр им. Ленсовета, в котором официально занимал должность худрука с ноября 2017 года, однако, успешной творческой работой с театром был связан более двадцати лет. После этого артисты обратились к директору Валерию Градковскому с предложением повременить с выбором нового художественного лидера и назвали фамилии четырех режиссеров, с которыми хотели бы поработать: Андрей Прикотенко, Александр Молочников, Дмитрий Крымов, Константин Богомолов. По мнению артистов, худруком театра должен был стать режиссер, который сможет найти творческий контакт с труппой. Градковский выразил согласие. Поэтому ставшая сегодня достоянием общественности информация о том, что в ближайшее время коллективу в качестве художественного руководителя будет представлена Лариса Луппиан, вызвала недоумение в театральных кругах.

Ситуацию комментирует театральный критик Жанна Зарецкая:

«Назначение худруком в репертуарный театр с постоянной труппой актера какого бы то ни было уровня, на мой взгляд, допустимо, только как мера кратковременная и безвыходная. Ну, например, если надо срочно предотвратить другое, более нежелательное назначение. Все российские театры, которые вошли в историю как театры грандиозных художественных свершений – регулярных и устойчивых – это театры, которыми руководили значительные режиссеры: они занимались художественной политикой, работали с труппой, воспринимали театр как единое художественное целое и развивали его именно как целое: стратегически и тактически. У актера иначе устроен мозг, и это касается даже выдающихся актеров. Мы знаем пример, когда Кирилл Лавров более 15 лет руководил БДТ после смерти Товстоногова. Это была мера вынужденная. Но назвать успешным и стабильным этот период в истории прославленного театра никак нельзя.

В Театре им. Ленсовета всегда была и есть сейчас очень сильная труппа, половина которой – ученики Игоря Петровича Владимирова, легендарного худрука этого театра, вторая половина – ученики Юрия Бутусова. Этой труппе нужны сильные и талантливые режиссерские руки. Не случайно никогда этим театром не руководили актеры: Игорь Петрович на сцену выходил в разных ролях и часто, но главная функция его для этого театра – функция худрука, чьи режиссерские работы определили его лицо, суть и стиль. Как не случайно новый общепризнанный и подтвержденный цифрами расцвет БДТ связан именно с приходом на пост худрука режиссера Андрея Могучего.

Лариса Луппиан – актриса, что называется, из настоящих мастеров профессии, и я ей очень желаю не заиграться в руководителя, а освободить эту должность тому режиссеру, у которого опытным путем обнаружится единая группа крови с труппой. Такой режиссер нужен и самой Ларисе Луппиан, чтобы в его спектаклях и с его помощью она смогла раскрывать все новые и новые грани своего большого таланта. В противном случае, Петербург потеряет и прекрасную актрису, и сильный драматический театр, которых в городе почти не осталось. И это уже вопрос к культурному руководству Петербурга, которому пора осознать, что театр – не собес, и руководить им должны молодые, талантливые люди, режиссеры, которые в настоящее время из города бегут.

На данный момент стабильные в художественном плане драматические петербургские театры, существующие на бюджетные деньги, можно перечислить по пальцам одной руки: Александринка, БДТ, Театр им. Ленсовета, Приют комедината. Остальные – даже если в них ходит зритель (как, например, в Молодежный театр) – это театры местного значения, чью эстетику сложно назвать современной. Так что повторю еще раз: у меня вопросы не к актрисе Луппиан, у меня вопросы к чиновникам, отвечающим за культуру в городе — к вице-губрнатору Владимиру Кириллову, к председателю комитета по культуре Константину Сухенко: понимают ли они, что первое, что они должны начать делать немедленно – это искать настоящего перспективного худрука в Театр им. Ленсовета (и, желательно, в другие театры тоже). Иначе театр, который сейчас еще держится на энергии покинувшего его творческого лидера, довольно быстро потеряет и уровень, и лица необщее выражение».

Напомним, что Лариса Луппиан была принята в труппу Театра им. Ленсовета в 1974 году по окончании актерского курса И.П.Владимирова. В 1986-1988 годах служила в Театре им. Ленинского комсомола – ныне «Балтийский дом». На ее счету – десятки ярких ролей в классическом и современном репертуаре. В настоящий момент, правда, Луппиан занята только в двух спектаклях Театра им. Ленсовета – «Без вины виноватые» и «Смешанные чувства» – оба поставил ведущий артист труппы, однокурсник Луппиан Олег Леваков.

Комментарии
Предыдущая статья
Филипп Лось поставит спектакль по мотивам «Трех сестер» 16.05.2019
Следующая статья
На фестивале Telling Stories обсудят роль художника в современном театре 16.05.2019
материалы по теме
Новости
Франдетти возглавит Большой театр оперы и балета в Ташкенте
Сегодня, 17 декабря, стало известно, что режиссёр Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои.
Новости
Ильдар Абдразаков возглавил Севастопольский театр оперы и балета
Солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков назначен руководителем Севастопольского государственного театра оперы и балета. Он сменил на этом посту артиста балета Сергея Полунина.