Сегодня и завтра, 21 и 22 октября, в московской «Школе драматического искусства» пройдёт премьера спектакля Екатерины Гранитовой-Лавровской «Мурркулатура Гофмана».
Премьерный спектакль, сообщает театр, станет первой «полнометражной» драматической постановкой романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в России. Хотя в новейшей театральной истории к необычному тексту режиссёры несколько раз обращались (в частности, в театре кукол), речь шла либо о разовых опытах, либо о постановке фрагментов сочинения. Перенести на сцену оба тома романа до Гранитовой-Лавровской, вероятно, не смог никто.
Название спектакля подразумевает некоторое смещение акцентов. Напомним, структура знаменитого романа Гофмана — повествование, написанное освоившим грамоту котом Мурром, якобы по небрежности переложенное «макулатурными листами» жизнеописания капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Оба текста, согласно предисловию вымышленного издателя, по недосмотру были напечатаны вперемежку, поэтому фрагменты «макулатурного» повествования о музыканте и автобиография кота Мурра как бы перебивают друг друга — две повествовательные линии существуют параллельно. В спектакле ШДИ этот принцип сохранили, хотя Крейслер и Мурр в качестве романтических «гофмановских двойников» неоднократно встречаются, чтобы в финале остаться вдвоём за шахматной доской. Однако в название постановки вынесена фамилия автора — создатели намекают или напоминают зрителям «Мурркулатуры…», что Гофман во многом наделил Крейслера автобиографическими чертами, и он же является центральным героем повествования.
На промофото спектакля «Мурркулатура Гофмана» — Фёдор Леонов © Наталия Чебан
Авторы постановки постарались сохранить и другие особенности «странного» романа — философские размышления об искусстве, ощущение проницаемой реальности, двоемирия (и в смысле романтической эстетики, и в контрасте мира людей и мира котов), ироничность сатирического во многом текста, гротеск и лиризм. При этом особое внимание в спектакле уделяют музыке — в исполнении хора ШДИ и артистов, играющих главные роли, звучат сочинения Баха, Паизиелло, Оффенбаха, Россини, а также самого Гофмана и музыкального руководителя постановки Петра Айду. В постановочной группе спектакля, помимо режиссёра, художника-постановщика Марии Бутусовой и художника по свету Тараса Михалевского, — хормейстер Светлана Анистратова, педагог по вокалу и концертмейстер Елена Амирбекян, а также хореограф Ксения Руденко.
«Я согласна с мнением, что театр — это не идея, это — эмоция, — говорит Екатерина Гранитова-Лавровская. — Гофман, например, обладал уникальным внутренним светом. Перед смертью он, парализованный, продолжал сочинять, диктовал свои сказки. Хочется разгадать, откуда у него при столь страшных мучениях сохранялся волшебный свет? Где был его источник? Наверное, если мы хоть немного приблизимся к ответу на этот вопрос, то и зритель выйдет со спектакля с ощущением счастья. Знаете, как в юности бывает: ты счастлив, но не можешь объяснить, почему».
В «Мурркулатуре Гофмана», кроме артистов хора, заняты полтора десятка актёров. Главные роли сыграют Андрей Финягин (кот Мурр), Фёдор Леонов (Иоганнес Крейслер), Игорь Яцко (маэстро Абрагам), Мария Зайкова (советница Бенцон), Игорь Лесов, Мария Киселёва, Алина Чернобровкина, Алиса Рыжова, Иван Товмасян, Александра Лахтюхова, Андрей Харенко и Олег Охотниченко.
Екатерина Гранитова-Лавровская — режиссёр, педагог, и.о. декана режиссёрского факультета ГИТИСа. Выпускница ГИТИСовской мастерской Леонида Хейфеца (1997). Поставила более 40 спектаклей в различных театрах, в том числе в Таллиннском русском театре, Московском академическом театре имени Маяковского, театре «Et Cetera», Театре на Малой Бронной, в новосибирском «Красном факеле», севастопольском Театре имени Лавренёва и Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан. Режиссёр многих дипломных и студенческих спектаклей в ГИТИСе, включая знаковую «Историю Мамонта» — первую постановку романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил».