Коски ставит «Эхнатона» Гласса как «духовное путешествие»

15 марта в Komische Oper Berlin пройдёт премьера оперы Филипа Гласса «Эхнатон» в постановке Барри Коски. Музыкальный руководитель постановки — Джонатан Штокхаммер.

«Эхнатон» (1983) — заключительная часть трилогии Филипа Гласса, посвящённой людям, которые изменили мир, следуя захватившим их собственным идеям. Также в неё входят “Эйнштейн на пляже«(1976) и «Сатьяграха» (1979) — об Альберте Эйнштейне и Махатме Ганди соответственно. Любопытно, что «Сатьяграха» уже шла на сцене берлинской Komische Oper: в 2017 году здесь вышла постановка Сиди Ларби Шеркауи.

В отличие от первых двух опер трилогии, где главные герои — люди из 20 века, в «Эхнатоне» Филип Гласс обращается к XIV веку до нашей эры. Главный герой — египетский фараон Аменхотеп IV, который позднее будет называть себя Эхнатоном. Считается, что он основал первую монотеистическую религию, сыгравшую немалую роль в становлении иудаизма, христианства и ислама.

Филип Гласс создаёт сложносочинённую текстовую конструкцию — он использует фрагменты исторических документов, которые поются на языке оригинала; в их числе — египетская Книга мёртвых, поэма самого Эхнатона, письма времён его правления, а также другие тексты на аккадском (ассиро-вавилонском) языке и библейском иврите. Также в оперу включён комментарий рассказчика — он должен звучать на том языке, на котором говорят зрители конкретной постановки.

Опера написана в эстетике музыкального минимализма. Такая музыка состоит из простых «паттернов» — ритмических ячеек, многократно повторяющихся и незначительно варьирующихся. Кроме того, когда на премьере в Штутгарте оркестровая яма оказалась меньше, чем было нужно, Гласс исключил из партитуры 20 скрипок, что привело к ещё более мрачному звучанию.

Режиссёр берлинской постановки Барри Коски рассказывает о спектакле: «Бог, рождение, смерть. „Эхнатон“ — шедевр музыкального театра 20 века от Филипа Гласса. Я воодушевлён тем, что наконец-то могу поставить оперу Гласса в Берлине с восхитительным контратенором Джоном Холидеем в главной роли. Джон, уверен, станет сенсацией. Кроме того, очень важную роль в „Эхнатоне“ играет хор, <…> и я не сомневаюсь, что хор Komische Oper сумеет воплотить эту интенсивность звучания и театрального представления. Я давно хотел поставить „Эхнатона“. <…> Это поразительно красивая опера. В трилогии, созданной Глассом, „Сатьяграха“ о Ганди — политическая медитация, „Эйнштейн на пляже“ — научная медитация, а „Эхнатон“ — невероятная религиозная медитация, духовное путешествие . Думаю, что переживания, которые испытывает человек при просмотре двухчасового „Эхнатона“, — это полный уход от реальности, в мир совершенно иных звуков, благодаря минималистичной, но поразительно увлекающей природе музыки Гласса. На мой взгляд, она переносит слушателя в другие измерения».

Совместно с Коски и Штокхаммером над постановкой работают сценограф (при участии Анны Кун) и художник по свету Клаус Грюнберг, художник по костюмам Клаус Брунс и другие.

Заглавную роль в спектакле, как уже было сказано, исполнит Джон Холидей. Также в премьере заняты Зузан Царраби, Сара Брэди, Ноам Хайнц и другие.

Комментарии
Предыдущая статья
musicAeterna Dance «исследует феномен стыда» в современности и Средневековье 20.02.2025
Следующая статья
В Тверском ТЮЗе устроят «крутое путешествие» по Эрленду Лу 20.02.2025
материалы по теме
Новости
В Тверском ТЮЗе устроят «крутое путешествие» по Эрленду Лу
1 и 2 марта в Тверском театре юного зрителя пройдёт премьера спектакля Ясении Громовой «Курт и крутое путешествие» (3+) по мотивам сказки Эрленда Лу «Курт и рыба».
Новости
musicAeterna Dance «исследует феномен стыда» в современности и Средневековье
8, 9 и 10 марта на временной сцене петербургского Дома Радио на Невском, 62 пройдёт премьера танцевального спектакля режиссёра и хореографа Анастасии Пешковой «Стыд».