В Нижнем Новгороде “Колхозницу и Рабочего” Чевеги сыграют на лестницах

На фото - читка пьесы "Колхозница и Рабочий" в нижегородском ЦТМ (слева - режиссёр Бениамин Коц). Фото предоставлено организаторами

Премьера спектакля режиссёра Бениамина Коца в пространстве «Нижполиграфа» пройдёт сегодня, 30 ноября.

Напомним, первая постановка пьесы «Колхозница и Рабочий» была осуществлена Евгением Кулагиным — премьера «оперы-буфф» прошла в «Зарядье» месяц назад (по инициативе Павла Каплевича поэт Михаил Чевега и сочинил эту пьесу в стихах в качестве либретто). Первое публичное исполнение «Колхозницы и Рабочего» прошло годом ранее на фестивале молодой драматургии «Любимовка» — пьеса вошла в шорт-лист фестиваля.

Авторское жанровое определение пьесы — «история любви в эпизодах», однако Бениамин Коц обозначил свою сценическую версию «Колхозницы и Рабочего» как «сатирическую сказку для взрослых» (возрастная планка спектакля — «18+»). Исследование русской ментальности, коллективного бессознательного, смешивающего фольклор и советский масскульт в единый культурный код, для режиссёра становятся смысловой основой работы: «Пьеса заинтересовала меня необычной формой и непривязанностью к бытовым, приземлённым, частным темам, философским звучанием, но при этом простым, шуточным. Она привлекла меня свободой формы. В ней встречаются персонажи из сказок, политики, кино, и всё это намешано, как в нашем сознании», — рассказывает Бениамин Коц. При этом, как и драматург, Коц подчёркивает значение формальной составляющей — неслучайно действие будет проходить на лестницах модернистского здания начала ХХ века (пространство «Нижполиграфа» уже становилось ранее площадкой для экспериментов в области современного искусства). В самом здании размещается Центр театрального мастерства, который и выпускает премьеру спектакля, однако «нетеатральное» пространство вне территории ЦТМ артисты будут осваивать впервые. Главную лестницу, где будут играть «Колхозницу и Рабочего», худрук ЦТМ Евгений Пыхтин «живой декорацией для советского монументализма».

Соответствовать нетривиальному пространству будет и время показа — сегодня спектакль начнётся в 22:00, декабрьские спектакли будут начинаться в 21:00. Такой выбор, в частности, соотносится с придуманным режиссёром сюжетным ходом: по мнению Коца, история фантастического путешествия ожившей скульптуры может произойти в новогоднюю ночь — что, в свою очередь, определяет эстетическое решение спектакля, заданное стилем «Голубого огонька» 1960-1970-х и рязановской «Карнавальной ночи». Тяготеет к подобной «новогодне-советской» стилистике и способ существования актёров. «Каждый год мы едим оливье и вешаем серпантин, каждый год мы смотрим друг на друга и смотрим на других — и вечно хотим быть друг с другом, и вечно не хотим быть друг с другом: это такая метафорическая сатира на нас самих. Она про вечное желание любить и невозможность любить, про добро и зло в каждом из нас», — говорит режиссёр.

В спектакле заняты актёры разных театров Нижнего Новгорода — Екатерина Беляева, Андрей Голошапов, Анна Сильчук, Антон Парамонов, Никита Чеботарёв, Александр Калугин. Соавторы режиссёра — хореограф Вера Приклонская и художник Лёша Силаев. Последний в работе над спектаклем уделял основное внимание созданию костюмов, причём за основу большинства из них были взяты вещи, приобретённые в городских магазинах секонд-хенд: «Я придерживаюсь того взгляда, что хороший с художественной точки зрения спектакль можно сделать из любых вещей — использую их в странных, небытовых ситуациях, а зрители совершают попытки считывания форм и ассоциаций, — рассказывает Лёша Силаев. — Марлен в юбке-штанине — не только педалирование секс-эстетики, но и мысль о том, что она была первой женщиной, которая начала носить брючный костюм. Может, это брюки не её, а её мужчины, и она обкромсала половину. Костюм вторит её поведению по тексту. Головной убор Волка — сумка, надетая на голову. Мы почти ничего не меняем в ней: форма работает сама по себе. Я воспринимаю процесс создания образов как интеллектуальную игру».

Постановка станет репертуарным спектаклем Центра театрального мастерства (ЦТМ) — независимой театральной площадки, появившейся в Нижнем Новгороде в 2016 году. На базе ЦТМ проходит режиссёрская лаборатория современной драматургии — совместный проект со Школой-студией МХАТ и ЦИМом. Эскиз «Колхозницы и Рабочего» был представлен на второй режиссёрской лаборатории осенью 2018 года.

Бениамин Коц родился в Польше, окончил Государственную высшую театральную школу в Кракове по специальности «актёр драматического театра», режиссёрское образование получил в Санкт-Петербурге — в РГИСИ Коц учился в мастерской Юрия Красовского. В настоящий момент является студентом магистратуры Школы-студии МХАТ и ЦИМа. Обладатель спецприза премии «Прорыв» за спектакль «Венчание», поставленный на малой сцене Театра им. Ленсовета. В числе других постановок режиссёра — «Дневник. Игра в Гомбровича» (Александринский театр), «Человек из Подольска» (Великолукский драматический театр), «Мой папа — Питер Пэн» (Молодёжный театр Алтая, Барнаул).

Комментарии
Предыдущая статья
20-е заседание по делу “Седьмой студии”: суд изучил видеоархив “Платформы” и допросил Елену Ковальскую 30.11.2019
Следующая статья
Реальный театр: Мило Рау на фестивале NET 30.11.2019
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».