Касторф ставит в Австрии «Площадь героев» Бернхарда

17 февраля на сцене венского Бургтеатра пройдёт премьера спектакля Франка Касторфа «Площадь героев» по одноимённой пьесе Томаса Бернхарда.

Тему сезона 2023-2024 в Бургтеатре обозначили так: «Проснуться, прежде чем вновь станет мрачно». Интендант Мартин Кушей уверен, что театр должен не отворачиваться от окружающей его действительности, а наоборот — делать современные проблемы предметом широкого обсуждения.

Этому направлению следует и премьера Касторфа. Последняя пьеса Бернхарда, написанная в 1988 году к 50-летию аншлюса (аннексии Австрии Германией), связана с событиями 15 марта 1938 года, когда Гитлер произнёс свою речь на Площади героев — главной площади Вены. Спустя полвека в австрийской столице собирается семья профессора Шустера, намеренная во второй раз покинуть страну: после войны они вернулись, но новая реальность оказалась для них не менее невыносимой. Накануне отъезда Шустер выпадает из окна, и поминки превращаются в «неуместный разговор» о том, что случилось на самом деле.

В качестве эпиграфа к постановке авторы приводят слова из романа Исаака Башевиса-Зингера «Враги. История любви»: «Пустые обещания прогресса были не более чем плевками в лица мучеников всех поколений. Если время представляет собой одну из форм восприятия или категорию разума, то тогда прошлое живо, совершенно также, как настоящее. Каин продолжает убивать Авеля. Навуходоносор по-прежнему убивает сынов Седекии и выкалывает Седекии глаза. Кишинёвский погром никогда не кончается. Евреев всё сжигают и сжигают в Освенциме. У тех, кому не хватает мужества положить конец своему существованию, остаётся только один выход: умерщвить сознание, парализовать память, погасить последнюю надежду». Касторф ставит текст Бернхарда не как критику Австрии (такое прочтение пьесы вызвало в момент её появления скандал), но как исторический текст на темы, которые остались всё так же актуальны во всём мире, — “антисемитизм, вынужденные перемещения, бегство от преследования, изгнание — и забвение истории”.

Также над постановкой работают сценограф Александар Денич, художница по костюмам Адриана Брага Перецки, видеохудожник Андреас Дайнерт, художник по свету Лотар Баумгарте и автор музыки Виллиам Минке.

В спектакле заняты Марсель Хойперман, Инге Маукс, Биргит Минихмайр, Франц Петцольд, Бранко Самаровски и Мари-Луиза Штокингер.

Комментарии
Предыдущая статья
Владимир Скворцов соединит текст Стешика с цирковыми приёмами 15.01.2024
Следующая статья
В России издан первый сборник пьес Андрея Иванова 15.01.2024
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».