15 октября в Москве впервые сыграют спектакль Клайпедского драматического театра «Сукины дети» по пьесе Саулюса Шальтяниса.
Напомним, это последний литовский спектакль Эймунтаса Някрошюса — и единственный, поставленный им в Клайпеде. Специально для этого спектакля Саулюс Шальтянис (с которым в начале своего театрального пути Някрошюс много сотрудничал, однако пауза в сотворчестве художников продлилась не одно десятилетие) написал инсценировку собственного романа.
Формально роман рассказывает о неназванном, но читаемом между строк времени становления литовской письменной культуры — об эпохе первого национального поэта Кристионаса Донелайтиса (напомним, в начале нулевых Някрошюс поставил дилогию «Времена года» по главному произведению Донелайтиса). В 18 веке, когда происходит действие, герои романа живут в юго-западной части Литвы, находящейся под властью Пруссии. Шальтянис, писавший роман с 1972 по 1988 годы, настаивает, что говорил тогда «о том, что болело» (примечательно, что изданы «Сукины дети» были лишь в 1990-е годы, уже после обретения Литвой независимости). «Меня беспокоило (и до сих пор продолжает), — говорил Шальтянис после премьеры, — постоянное движение народов, столкновения, угрозы исчезновения. В советское время, помню, очень ранили всё больше укреплявший позиции в государственных учреждениях русский язык, уничтожение памяти, разрушение наследия».
Однако, наряду с актуальными тогда и теперь (не только в Литве) проблемами, как в самом романе, так и в спектакле Някрошюса (Шальтянис подчёркивает, что в «Сукиных детях» режиссёр его «удивил» и «хулиганством», и талантливой «простотой»: «Он ведь мастер — режиссёр от природы, а не по образованию») ключевым становится поэтический и даже мифологический мир: «в спектакле сплетается множество разных слоёв: историческое прошлое Литвы, сказания, суеверия, заговоры, заклинания и волхвования, отголоски старых языческих мифов, отрывки из Святого Писания. Мифология и быт, смерть и жизнь, вечность и повседневность — всё здесь органично переплетается, сменяет друг друга», — сообщается в официальной аннотации спектакля, который далее определяется как «сдержанный, полный глубоких и слегка приглушённых эмоций, аскетичной и в то же время по-някрошюсовски ёмкой символики».
Одну из ключевых ролей в «Сукиных детях» играет Дарюс Мешкаускас — актёр, хорошо знакомый русским зрителям по работам в спектаклях Оскараса Коршуноваса (Гамлет в одноимённом спектакле, Барон в «На дне», Сорин в «Чайке»), — и, по определению одного из литовских критиков, его герой в спектакле, неразлучный с аккуратным пнём, сравним в своей эпичности и метафоризме с линчевской Дамой с поленом.
Отметим также, что значимыми составляющими спектакля являются работы соавторов Някрошюса — композитора Антанаса Ясенки, сценографа и художника по свету Марюса Някрошюса и художника по костюмам Надежды Гультяевой.
Гастроли в Москве организованы театральным агентством «Арт-Партнёр XXI», а играть спектакль будут на основной сцене Театра им. Вл. Маяковского.