Как в Нижнем Финиста ловили

На фото - спектакль "Капитал" / Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Аня Банасюкевич – о фестивале «Театральная стрелка» в Нижнем Новгороде: о том, что там было и чего там не было.

Похоже, ни один театральный фестиваль в России в последнее время не обходится без вмешательства силовых структур и соответсвующих телеграм-каналов, подающих сигнал к травле.

В конкурсной программе второго фестиваля “Театральная стрелка”, инициированного Нижегородским независимым пространством ЦТМ, значился спектакль компании “Дочери Сосо” “Финист Ясный Сокол”. Спектакль Жени Беркович по пьесе Светланы Петрийчук – о российских девушках, связавших свою жизнь с террористами из ИГИЛ (запрещённая на территории России организация) и уехавших в Сирию. Текст, основанный на документальных материалах, написан в форме сказки о Марьюшке, влюбившейся в прекрасного Финиста, и посвящен мечте русской женщины, патриархальности сознания и архетипам, в современном изводе приобретшим неожиданные формы.

В конечном итоге, этот спектакль – о человеческой трагедии, но определенным ведомствам хватило самого упоминания соответствующей организации, чтобы обвинить “Финиста” чуть ли не в пропаганде терроризма. Спектакль играть запретили, хотя команда уже приехала в Нижний.
Из пяти спектаклей осталось четыре, плюс обширная офф-программа, посвященная сайт-специфик театру, и лекторий. Впрочем, времена такие, что организаторы то и дело вчитывались в аннотации и состав спектаклей-участников, чтобы быть готовыми к последующим вмешательствам. Но единственной жертвой Левиафана в этот раз стал “Финист”.

“Театральная стрелка”, помимо своей просветительской, образовательной функции, фестиваль – конкурс: экспертный совет из лучших умов города выбирал одного из четырех претендентов. Им стал спектакль Нади Кубайлат “Капитал” (камерный театр “Среда 21”, Москва) – театрализованная лекция о сути капитализма по Марксу.

Подобный спектакль – отголосок европейской тенденции, где лекция на сцене – вполне обычное дело. Но если в польском или немецком театре материал был бы явлен как есть, а за театральную составляющую отвечала бы сама рамка сцены и наличие актера, то российский театр всё-таки не рискует обходиться без игры, образа, пристройки. Александр Николаев – ни передаточное звено, ни транслятор смыслов, а полноценный персонаж: эксцентричный взъерошенный профессор с личной драмой, то и дело вторгающейся в его публичную лекцию. Он мечется по сцене, обращаясь к зрителям напрямую и активно взаимодействуя с предметами, наглядно иллюстрируя свои утверждения. Любой товар превращается в продукт, приобретая не только потребительскую, но и меновую стоимость. И если нет того, на что можно было бы поменять (денег), то не будет и необходимого, не взирая на потребность. Есть актёр Александр, продукт театрального вуза, – приводит очередной пример профессор, – а есть товар, в который он превращается, исполняя роль. В финале актёр Александр снимает грим, разрушает образ, превращаясь в себя самого, фиксируя собственное заложничество в капиталистической системе.

“Капитал” критикует современное общество в его социально-экономическом измерении – в духе европейского театра. Книга, набившая оскомину ещё в советские времена, в европейском театре уже была прочитана по-новому (группа «Римини протокол»), теперь пришло время и для российского театра. Правда, это можно было бы утверждать до 24 февраля: сейчас уже не до порочности капитализма, но это вообще корневое противоречие искусства, обречённого не поспевать за временем.

Два спектакля конкурсной программы говорили об истории, один о давней, почти сказочной, второй – о совсем недалёкой эпохе, откуда мы родом.
“ДЕТСТВО. КОРОМЫСЛИ. Глава 3” – финальная часть театрального мини-сериала в постановке Полины Кардымон и Лаборатории современного искусства из Новосибирска. Первый эпизод был входом в тему фольклора – участницы перформанса знакомились с подлинным, не декоративным, наследием деревень, сопровождая исполнение песен собственными размышлениями. Вторая часть была посвящена теме смерти и рождения, отношение к которым в религиозном мироустройстве наших предков было совсем иным, чем сейчас. Глава 3 – о детстве и взрослении. Тоже на материале песен, загадок, присказок, тоже с комментарием от себя. Спектакль, скорее, не о том, как относились к детству 200, 300, 400 лет назад, а о том, можем ли мы установить с этим хоть какую-то связь. “Коромысли” ценны тем, что в отличие от некоторых других спектаклей, категорично фиксирующих катастрофический разрыв с подлинной традицией (что, кстати, и позволяет так беспардонно эксплуатировать понятие о традиции в пропаганде), перформанс Кардымон выявляет парадоксальность ситуации: да, мы не понимаем древнерусские колыбельные даже на уровне лексики, но интонация, мотив, какой-то особенный строй неизбежно будит в нас что-то глубинное. Тоже на уровне игр, загадок, авторских, даже и советских песен: нет-нет и проглянет что-то исконное, старинное.

На фото – спектакль “Квадрат” / Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

“Квадрат” – хит питерского “Плохого театра” – про 90-е, в жанре, как определили сами авторы, сторителлинга. Пятеро актеров рассказывают историю, собранную Дмитрием Крестьянкиным из собственных воспоминаний и разговоров с друзьями детства в Туле. Главный козырь спектакля – эффект узнавания, львиная доля аудитории в том или ином возрасте насыщенно прожила 90-е со всей их живописностью, авантюризмом и эйфорией. Вкладыши, первые игровые приставки, заграничные шмотки, музыка из окон, разборки – все это коснулось всех, кто родился не позже 80-х, без исключения. Спектакль – ироничное, преисполненное ностальгии, повествование, в котором актеры – и рассказчики, и персонажи. Обращаются прямо к нам, никакой четвертой стены здесь нет. По жанру – это школьная дискотека: звучат хиты 90-х, начала 2000х, под которые зажигательно колбасятся актеры, заставляя зрителей вскакивать со своих мест. Спектакль вызывает эффект рок-концерта: драйв и единение, энергия через край.
В российском обществе нет согласия насчёт знаковых исторических событий и их рубежей. Воспоминания о 90-х вызывают диаметрально противоположные чувства, в зависимости от ценностной шкалы, от собственного опыта и политических взглядов. Для кого-то 90-е –эпоха безграничной, долгожданной свободы, для кого-то – бандитизм и нищета. “Квадрат” выбрал общепримирительный ракурс сожалений об ушедшем детстве и создал собирательный образ интеллигентного лузера, противостоящего гопническому миру, с которым с радостью солидаризируется каждый в зале. Если бы на фестивале был приз зрительских симпатий, победитель был бы очевиден.

Последний участник конкурса – спектакль Николая Русского “Серая радуга” (“Один театр”, Краснодар) работает не с историей, а с архетипами. По сути, это очередная серия театрального сериала Николая Русского, замешанного на густом постмодернизме, ироничном фрейдизме, мрачной экзистенции и играх с культурными архетипами. Благообразные и благополучные литераторы советской эпохи на своих уютных дачах стареют, дряхлеют, распивают чаи, вспоминают прошлое, чтобы потом вспыхнуть в пелевинском припадке тоски о странном убийственном чуде из прошлого. Старомодный спектакль Николая Русского – вещь в себе, дань пленительному, но безнадежно утратившему позиции постмодернизму с его игрой и беззаботной оторванностью от реальности.

На фото – спектакль “Серая радуга” / Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Независимым театрам в России всегда было трудно, сейчас еще трудней, хотя это все ещё островок свободы на фоне тотального государственного давления на казенные театры. С другой стороны, если спектакль поставить ещё можно, то можно ли его показать? Такое ощущение, что история театра превращается в историю запретов и пробелов. И что же делать тогда критике? Как вариант – восстанавливать справедливость и писать не только о том, что было показано, но и о том, что должно было быть показано. Поэтому советую вам прочитать текст о спектакле “Финист Ясный Сокол”.

Комментарии
Предыдущая статья
В Театре сатиры появятся «Невольницы» Островского 17.11.2022
Следующая статья
В петербургском ТЮЗе покажут спектакль «о жертвенности женщины» 17.11.2022
материалы по теме
Блог
Не место красит человека, а человек – место: в Нижнем Новгороде осваивают site-specific
В августе в Нижнем Новгороде прошел «СПЕЦИФИК» – первый в этом городе фестиваль site-specific театра. Показы эскизов проходили два августовских викенда, о первой части  рассказывает Анастасия Ильина.
Новости
Спектакли Жени Беркович сыграют в Нидерландах
С 26 по 29 октября в трёх городах Нидерландов пройдут гастроли московской театральной компании «Дочери Сосо». В программе — показы спектаклей «Считалка» и «Наше сокровище» и мастер-классы актрис.