Вышел 47-й номер журнала ТЕАТР., посвящённый новому театральному поколению «в лицах». Приобрести этот номер можно будет в скором времени в книжном магазине «Театральные книги» и Электротеатре Станиславский, а также в театральных отделах книжных магазинов Москвы и в «Порядке слов» в Санкт-Петербурге.
В новом номере журнала собраны портреты тех, кто, по мнению редакции, в последние годы оказал большое влияние на развитие русского театра и «ещё не стал мэтром, но уже, с нашей точки зрения, достоин портретирования», — поясняет главный редактор журнала ТЕАТР. Марина Давыдова в своей Facebook-публикации. Герои 47-го номера — молодые художники, оказавшиеся в поле зрения театрального сообщества относительно недавно, но уже успевшие на него повлиять. «Они репрезентируют разные тренды, но это именно личности, — пишет Марина Давыдова. — Собственно, главная мысль, которую мы хотим подчеркнуть, сделав этот номер, проста: тренд в искусстве – ничто, личность – всё!».
В редакторском вступлении к номеру Марина Давыдова рассказывает:
«Мы уже не раз делали номера, в которых описывали:
— новую театральную реальность, пробивающуюся сквозь асфальт неповоротливой театральной системы России;
— новое театральное поколение, то существующее в параллельном с репертуарными театрами пространстве, то решительно вторгающееся на их сцены.
В номере про феминизм, в нашем “двухтомнике” о левом тренде в искусстве, в журналах, посвящённых многочисленным театральным лабораториям, эта реальность представала в виде рассказа об общих тенденциях времени и описывалась разнообразными терминами — “инклюзивный”, “иммерсивный”, “партиципаторный”, “свидетельский”.
И вот в какой-то момент возник вопрос: а можно ли и нужно ли описывать новое театральное поколение не общими словами, а как совокупность персоналий. Ведь именно так и было принято фиксировать историю театра, особенно историю театра режиссёрского.
Вопрос не праздный, поскольку сами тенденции, которые анализировались в предыдущих номерах (появление горизонтального театра, исчезающая граница между участниками театрального события и его реципиентами, поставленная под вопрос доминирующая роль режиссёра в создании спектакля), заставляли усомниться, что история сцены и впредь останется историей громких имен. Портретный формат казался не соответствующим духу времени, в котором романтический миф о великом художнике, борющемся с догмами, канонами и толпой узколобых ретроградов, переживал очевидный кризис.
После некоторых размышлений идея назвать ключевые фигуры нового театра показалась нам всё же верной. Каков бы ни был сегодняшний zeitgeist, роль личности в искусстве он всё равно (пока?) не отменил. Прогрессивный тренд, не одушевлённый талантом конкретных людей, оказывается таким же унылым, как самый душный олдскул. А вроде бы сброшенные с парохода современности театральные конвенции при встрече с талантом волшебным образом оживают и светятся.
К тому же перечень имён, которые мы собрали сейчас под одной обложкой, сам по себе помогает рассмотреть важные тренды.
Трудно не заметить, скажем, как изменился в современном театре гендерный расклад (больше половины его ключевых фигур — женщины, и это не намеренная подтасовка редакции, а объективный факт), а заодно и расклад профессиональный: значимыми героями российской сцены оказались в 2021 году не только режиссёры, но и сценографы, композиторы, хореографы, артисты и продюсеры. Они все в том или ином смысле режиссируют современный театр. И если формулировать совсем коротко, это номер о тех представителях новой генерации, которые независимо от первоначальной профессии становятся сегодня авторами спектаклей.
Сразу оговоримся: наш номер — не энциклопедия. Это субъективная выборка, сделанная членами редакции. Мы назвали тех, кто попал в поле нашего зрения и впечатлил нас. Уверены, что этот список можно и нужно пополнить. И заверяем читателей, что и в блоге нашего сайта, и в бумажной версии журнала у наших авторов ещё будет возможность это сделать».
Подробную информацию о том, где можно приобрести новый номер журнала ТЕАТР., можно найти здесь.