22 января в Санкт-Петербурге на Площадке «Скороход» пройдет премьера перформанс-спектакля Ильи Мощицкого — «Дуб Майкла Крейг Мартина». Режиссер сочинит обстоятельства, которые предстанут опытом постановки спектакля во время самого спектакля.
«Спектакль „Дуб Майкла Крейг Мартина“ — это не спектакль в традиционном понимании. В нём нет заученных текстов, распределения ролей, кулис, костюмов, разыгрывания персонажей. Но при этом есть столкновение с реальными обстоятельствами, которые обнажают природу театра, а вместе с ней и природу социальных связей, — рассказывает режиссер Илья Мощицкий. — Становятся осязаемыми и объёмными понятия персоны и персонажа, действенными и значимыми становятся категории игры, но не в театральном, а скорее в бытийном смысле. В этом спектакле изобретаются новые правила, которые рифмуются с сегодняшним днём, со зрителем, который нуждается в новом, экстремальном, уникальном опыте, который нельзя получить где-либо в другом месте. Это попытка избавиться от всего пыльного, наигранного, ожидаемого. Это желание выйти в поле таинственной, непостижимой человеческой сущности. Сбить с театра саркофаг досугового мероприятия и вывести в пространство подлинного риска и живой дискуссии.
Мы привыкли к тому, что спектакль — это серия запланированных эпизодов, мизансцен, провокаций, диалогов. Актёры всегда всё знают заранее и лишь играют в новизну восприятия. Благодаря конструкции спектакля мы имеем возможность возвратиться к самому началу и сыграть спектакль сразу, с первой читки, адаптируясь и преодолевая новые обстоятельства в ходе происходящего. Одновременно существуя в театральной условности и в пространстве действительности».
Мощицкий отталкивается здесь сразу от нескольких произведений искусства. Так, первым импульсом послужила инсталляция Майкла Крейг Мартина, которая представляет собой стакан воды, расположенный в одном из залов галереи «Тейт» в Лондоне. «Текст, который сопровождает инсталляцию, используя семиотические аргументы, поясняет зрителю, почему работа является взрослым деревом дуба, а не стаканом воды».
Вторым импульсом стала пьеса британского драматурга Тима Крауча, а третьим — «Общество спектакля» Ги Дебора. По словам режиссера, в основе спектакля будет и радикальная форма, и ньюрайтинг, и постдраматические приемы, и виджеинг, однако «все это останется второстепенным».
Сам Илья Мощицкий будет вести спектакль в качестве режиссера, а вот роль перформера исполнит кто-то из зрительного зала.
После спектакля пройдет дискуссия режиссера со зрителями.
Напомним, Илья Мощицкий окончил СПбГАТИ (ныне — РГИСИ) по специальности «Режиссёр музыкального театра» (мастерская И.А. Богданова). Создатель и художественный руководитель театра «Мизантроп». Лауреат премии «Прорыв»-2018 в номинации «Лучший режиссёр» за спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре» (спектакль — участник фестиваля NET в 2018 году).