Премьера детского спектакля «Джордж и тайны Вселенной» по одноименной книге ученого Стивена Хокинга и его дочери Люси пройдёт 23 октября в Хабаровском ТЮЗе.
Замысел спектакля появился у режиссера давно, но приблизиться к реализации проекта получилось чуть больше года назад, благодаря фестивалю-лаборатории «Наша тема», которую проводит Хабаровский ТЮЗ. Эта лаборатория направлена на работу с необычными текстами, поиск современных тенденций и актуальных тем, как говорят организаторы.
«Прошлым летом я приехал на лабораторию с двумя текстами: один — взрослый, один — детский», — рассказал журналу ТЕАТР. режиссер. ” — Основой детского проекта стала книга Стивена Хокинга, которую он написал в соавторстве со своей дочерью Люси и физиком Кристофом Гальфаром. Это удивительный материал. Вообще, это целая серия книг про мальчика Джорджа, его подругу Анни и её отца — учёного Эрика. Они путешествуют по Вселенной, встречаются с разными интересными персонажами, сталкиваются с необычными ситуациями, борются со злодеями. С помощью захватывающего сюжета, Хокинг популяризирует науку среди детей. Автор открывает ребёнку сложные вещи: что такое черные дыры, как устроена Вселенная, что такое теория струн, как работает адронный коллайдер. Он раскрывает фундаментальные законы физики, математики, космологии или химии и помогает уже с юного возраста включить ребенка в современный научный контекст. Что, например, не всегда может сделать школа. Понимание того, как устроен мир, на какой стадии его изучения находится человеческая мысль очень важно с самого раннего возраста. На мой взгляд, это позволяет мыслить современно, понимать движение прогресса и стать его частью«.
Сначала задумка была воплощена в виде эскиза. Были придуманы несколько сцен, выбран способ актерского существования, определен способ работы с текстом и с аудиторией.
«На обсуждении после показа эскиза дети говорили, что им интересно, что было бы классно, если бы так преподавали в школе — они никогда не думали, что все эти сухие непонятные формулы могут быть такими увлекательными» — продолжил режиссёр.
” — Даже взрослые открывали для себя что-то новое. Мы поняли, что нужно продолжать. Художественный руководитель ТЮЗа Константин Кучикин поддержал нас. Потом мы выиграли грант Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, и принялись за большую работу«.
Над созданием спектакля работает серьезная постановочная команда: главный художник Хабаровского ТЮЗа Павел Оглуздин, художник мультимедиа Александр Жикин, саунд-дизайнер Анастасия Насонкина и драматург Александра Сальникова.
«Когда Олег мне позвонил, он сказал: „Я хочу, чтобы дети после этого спектакля захотели стать учеными“. Надеюсь, общими усилиями у нас это действительно получится» — рассказала журналу ТЕАТР. Александра Сальникова, драматург проекта. ” — Что касается самой работы: книга очень легко читается и невозможно ее не полюбить, потому что там органично сплетается все: и любовь, и космос, и дружба, и семья, поэтому отклик на историю находится сразу же. Опыт работы над текстом не совсем похож на остальные мои инсценировки: тут мы с Олегом работали в соавторстве, много сочиняли во время мозгового штурма, что-то он придумывал на сцене и звонил мне из Хабаровска, мы потом пробовали это вписывать, выписывать обратно, и так много раз. В какой-то момент даже возникла отличная идея добавить туда несколько песен! Честно сказать, когда Олег предложил мне поработать над этой книгой, я обрадовалась сразу по нескольким причинам, но главной была та, что я большая фанатка научпопа и просвещения. Когда я сама была маленькой и ходила в театр, не было ничего кроме «Буратино» и «Аленького цветочка», а здесь — потрясающая история о космосе, черных дырах и кометах, солнечной системе и самом солнце. При помощи придуманной нами игровой формы дети легко запоминают всякие астрофизические параметры о нашей Вселенной«.
Организаторы пояснили, что квест получается масштабным: задействовано много пространств театра, каждое из которых содержит в себе свой собственный мир.
«У нас очень классные декорации, которые мы придумали вместе с Павлом. Он удивительно точно понял то, чего я хотел. Мы создали несколько отдельных подробных пространств внутри театра. В одном помещении мы делаем школьный класс, в другом — лабораторию злобного профессора, там у нас сад с невиданными растениями, здесь — что-то еще. У нас даже есть выход в открытый космос! Саша Жикин, наш видео-художник, создал очень реалистичные путешествия по космическому пространству. И это всё мы разместили на 360-ти градусном проекционном экране. Представьте: дети катаются на мягкой комете, а вокруг них пролетают звезды и плавают планеты, и ты можешь проводить ее взглядом, она скроется за горизонтом и исчезнет. Конечно, чтобы во всё это поверить, большую роль здесь играет звук. Анастасия Насонкина, мой бессменный саунд-дизайнер, проделала сумасшедшую работу. Она придумала звучание космического пространства с нуля. Потом вместе с местными звукорежиссёрами, они собрали объёмную звуковую картину. Актёрам тоже приходится новому учиться. Мы вместе прошли интересный путь по поиску адекватного и честного существования в таких пространствах. Потому что у них сразу несколько задач: с одной стороны они держат обстоятельства и сюжет, и атмосферу пространств, с другой, им нужно уметь удерживать это в момент, пока дети решают задачи. То есть дети, как будто попадают внутрь игры или фильма, где им надо периодически подсказывать героям, помогать им находить решение. И нельзя превратить это в аниматорство и дешёвый интерактив» — завершает Олег Христолюбский.
Олег Христолюбский — независимый режиссёр, куратор, продюсер. Закончил РГИСИ в 2017-ом году. Два года был главным режиссёром Лесосибирского театра «Поиск». Неоднократный участник IETM-meetings. Помимо постановки спектаклей, часто работает на стыке театра и современных искусств: медиа-инсталляции, променады, экспозиции, видео-арт, гейм-дизайн и т.п.