«История театра „Около дома Станиславского“ в статьях и фотографиях», выпущенная московским издательством «Три квадрата», — первый «книжный» опыт систематизации истории самобытного театра и последовательного анализа режиссёрского метода Юрия Погребничко.
Сборник, основной частью которого являются пять работ театроведа Галины Холодовой (статьи и очерк разного объёма), не замыкается в рамках даже и скрупулёзного анализа явления «театра Погребничко». Составитель Геннадий Шварц и автор двух «рамочных» текстов — предисловия и послесловия — Алёна Солнцева ставят перед собой задачу вписать и театр «Около», и последовательно-пристальный интерес к нему исследовательницы в исторический контекст, в том числе созданный автором и, прежде всего, его героем. Структурно это отражается в страницах между статьями Холодовой: они заполнены перечнем спектаклей, поставленных Погребничко в те временные промежутки, которые разделяют статьи между собой, и цитатами из сторонних материалов — статей других критиков, интервью, событий-вех (смерть постоянного соавтора Погребничко художника Юрия Кононенко, «Золотые маски», полученные режиссёром, пожар в «Около» и так далее). Более того, эти страницы контекста размыкаются и вовне, рассказывая о том, что происходило с режиссёром и театром до первой встречи с ними критика и после её смерти — вплоть до сегодняшнего дня. Кроме того, дополнением становится богатый фотоматериал — из архива театра «Около» и личных архивов Галины Холодовой и Геннадия Шварца.
Первый текст Холодовой, давший название и сборнику («От какого Чехова он отказывается. Случай Погребнички»), написан в конце 1990 года и в 1991 году опубликован в журнале ТЕАТР. Речь в нём идёт о том, как Погребничко читает Чехова (чеховские постановки и привели Холодову в «Около»). Следующая короткая статья — тоже о Чехове: «Фирса не забыли, он сам остался около дома Станиславского» («Литературная газета», 1997). Встык — крайне объёмное исследование «случая Погребнички» через актёрский портрет Лилии Загорской, «Актриса „Около“. Опыт двойного портрета» («Современная драматургия», 1998). Следом — развёрнутая статья к 15-летию «Около», «Загадочное искусство Юрия Погребничко» — об ускользающей (от критиков и попытки формулирования) природе режиссёрского языка Погребничко (2003). Последний текст — снова о Чехове, которого играет уже молодое поколение артистов «Около»: «Чехов-XXI: тенденции. Случай Погребничко» («Современная драматургия», 2009).
«Вот уже двадцать с лишним лет зрители „Около“ приобщаются к сложносочинённому почерку Погребничко, где минимализм переплетается с избыточностью, пародийное соседствует с серьёзным, низкое с высоким, смешное с грустным, наивное с высоколобым, Восток с Западом. Одни испытывают потребность размышлять над „фигурами“ режиссёра, другие предпочитают воспринимать их на подсознательном уровне, третьи — и то, и другое. Зрители разных поколений учатся здесь понимать Чехова (и других классиков) не заученно, общепринято, школярски, а непредвзято, личностно. Ведь только в этом случае достояние культуры становится произведением искусства, а не остаётся только памятником этой культуры» (из статьи «Чехов-XXI: тенденции. Случай Погребничко»).
Галина Холодова (1947-2015) — театровед, театральный критик, исследователь русского и зарубежного театра. Окончила ГИТИС, где впоследствии защитила кандидатскую диссертацию. С 1973 по 1991 — автор и член редколлегии журнала ТЕАТР., с 1991 и до конца жизни — журнала «Современная драматургия».