«Гамлет» как набор театральных пробников

Один из заметных молодых театральных режиссеров Санкт-Петербурга, Денис Хуснияров, выпускает по пять-шесть премьер в сезон по всей России. Недавняя его премьера, «Гамлет», не отличается целостностью – ни по форме, ни по содержанию. Однако это тот редкий случай, когда нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо.

Спектакль, поставленный на сцене Русского драматического театра Удмуртии, помещен в выхолощенное пространство, образованное тремя металлическими стенами, пронизанными отверстиями разной величины и конфигурации и нависающими над ними металлическими плоскостями. Этот холодный проржавленный мир, придуманный художниками Александром Моховым и Марией Луккой, сразу напоминает о том, что «прогнило что-то в датском королевстве». Однако, не смотря на кажущуюся статуарность сценографии, она оказывается вполне живой и легко меняет конфигурацию в процессе спектакля под мелодии композитора Виталия Истомина, написанные в стиле contemporary R&B.

Все начинается с пересказа сюжета «Гамлета» с использованием таких антропонимов, как «дядя Клавдий», «мама Гертруда», произносимых детским голосом, который звучит при включенном в зрительном зале свете. Таким образом Денис Хуснияров изначально уводит сюжет спектакля от заданной фабулы. Отказ от привычной сюжетности – одна из тенденций не только в постановке «Гамлета» (вспоминается «Гамлет Коллаж» Робера Лепажа, поставленный в Театре Наций), но и вообще в работе современного режиссера над классическими текстами. Однако Хусниярову такой почти пародийный пересказ нужен не только для этого. Важнее здесь нацеленность на отрешение от шекспировского пафоса и перенесение пьесы в другую область. Играть ее сегодня с тем посылом и надрывом, с которым она была написана в XVII века, конечно, не представляется возможным.

Именно поэтому возникает и детский голос, и антропонимы, а список действующих лиц сводится до Гамлета (Игорь Василевский), Клавдия (Вадим Истомин), Гертруды (Дарья Гришнева), Полония (Алексей Агапов), Офелии (Екатерина Саитова), Лаэрта (Максим Морозов), Розенкранца (Антон Петров), Гильденстерна (Радик Князев) и народа (Альбина Абашева, Екатерина Воробьева, Светлана Запорожская, Алексей Калмычков, Денис Куприянов, Александра Мусихина, Константин Феоктистов). Горацио, Тень отца Гамлета и многие другие хрестоматийные герои в сюжете, выстроенным Денисом Хуснияровым, оказываются за пределами металлических стен, которыми огорожено игровое пространство. И это важно, так как действие не исчерпывается тем, что происходит перед металлическими стенами – жизнь идет и за ними, зачастую эта жизнь не сюжетная, а театрально-закулисная, однако она не скрывается от зрителя, а используется как фон, который проглядывает сквозь отверстия в стенах.

Одна из главных категорий новой интерпретации «Гамлета» – театральность. И дело здесь, кажется, в пресловутой силе места, так как сложно найти в провинции более классически-театрального пространства, чем пространство Русского драматического театра Удмуртии: дорогие портьеры, натуральный камень, использованный для отделки пола, лепнина. Конечно, все это не могло не повлиять на сам спектакль. Действие начинается в зале, среди сидящих зрителей встает молодой человек, одетый в красный худи, и начинает произносить знаменитый монолог «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль / Смиряться под ударами судьбы, / Иль надо оказать сопротивленье…», затем произносит «Поехали!» и с разбега запрыгивает на сцену. Позже Гамлет сойдет со сцены и вместе с Клавдием сядет в зрительном зале, а на сцене расположится театр, устроенный специально для царствующего короля. Главный герой таким образом впрямую соотносится с целевой аудиторией спектакля, сидящей в зале (возрастной ценз постановки – 16+), а разделение пространств на игровое и бытовое позволяет режиссеру работать в разных жанрах одновременно.

Так сцена общения Гамлета с отцом решена как триллер-макабр: из разных отверстий в стенах появляются руки, захватывающие Гамлета и вселяющие дух отца в тело сына. Этот остроумный ход обнажает родственность душ Гамлета-отца и Гамлета-сына, их духовную связь. Совсем в ином ключе решено появление Розенкранца и Гильденстерна, которые выходят в черных плащах и солнцезащитных очках, привнося в спектакль элемент шпионского детектива. А вот сцена общения Гамлета с ними решена как кукольный театр: принц наперед знает их вопросы, а потому играет с ними как с куклами, и сам задает вопросы кукольно-искаженным голосом. Но все-таки наиболее эффектной и запоминающейся становится эпизод, решенный в жанре визуального театра: смерть Офелии происходит в пространстве стеклянного аквариума, появляющегося из металлических плоскостей, нависающих над сценой. Аквариум постепенно заполняется дымом, в котором героиня растворяется, будто прекрасное видение.

«Гамлет» Дениса Хусниярова – набор разножанровых сцен, которые выстраиваются то ли в вереницу снов тинэйджера, увлеченного театром, то ли в набор «пробников» театральных жанров и стилей, которые в финале спектакля не сливаются в единую смысловую константу, а так и остаются отдельными сценами, каждая из которых не лишена смысла, а потому и сам спектакль производит впечатление на зрителя, особенно пришедшего в театр далеко не в первый раз.

Комментарии
Предыдущая статья
Великая репрессия 27.03.2018
Следующая статья
Михаил Юрьевич Угаров 27.03.2018
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…