Сегодня, 13 июля, в день рождения создателя театра “Мастерская Петра Фоменко” опубликует запись спектакля Фоменко “В сегодняшний, так сказать, как бы, день…” (“Свадьба”). Видеоверсии этой постановки, осуществлённой со вторым ГИТИСовским курсом “фоменок”, никогда ранее в доступе не было.
“Свадьба” по одноимённой чеховской пьесе была поставлена Фоменко со студентами актёрско-режиссёрского курса, будущим “вторым поколением” “фоменок”, в 1996 году (актёры этого курса выпустились в 1997 году). По сути, первое из двух обращений режиссёра к Чехову (второе – “Три сестры” 2004 года) стало одновременно последней его постановкой в ГИТИСовских стенах. “Свадьба” вошла в программу Международного Чеховского фестиваля, потом игралась в Париже на Осеннем фестивале, однако, в отличие от ряда других студенческих “фоменковских” спектаклей, театральной легендой в смысле названия, на которое постоянно ссылаются “мемуаристы”, не стала.
При этом спектакль, жанровое определение которого формулировалось как “представление в 13-ти истериках без антракта”, выходил за пределы “студенческого театра” и “фоменковского лицедейства” (в 1996 году эта формула ещё не сменил последующий критический штамп о “кружевах”). Оставаясь в пространстве театральной рефлексии, размышления об игре и мире-театре, Фоменко, очевидно, апеллировал к предшественникам и вступал в своеобразный диалог с Вахтанговым, автором знаменитой мрачной “Свадьбы” по той же пьесе. Любопытно, что период работы над студенческой “Свадьбой” и над второй постановкой в Театре им. Евг. Вахтангова, “Пиковой дамой”, у Фоменко совпадают и приходятся на 1996 год.
Критик Марина Зайонц определяла “В сегодняшний, так сказать, как бы, день…” как “апокалиптический водевиль”, “смешное представление, уведённое поближе к Дантову “Аду”” – “и в этом странном сопоставлении, пожалуй, нет преувеличения. Небольшая сценка, написанная начинающим драматургом, увидена режиссёром в обратной перспективе: после “Вишнёвого сада”, ранней смерти на немецком курорте, вагона для устриц, в котором везли тело на родину, и общего мирового абсурда”.
В спектакле заняты Ольга Левитина, Галина Кашковская, Павел Сборщиков, Илья Любимов, Андрей Щенников, Наталья Благих, Прийт Рутас, Томас Моцкус, Вениамин Скальник, Михаил Крылов. Роль Апломбова в спектакле играет “приглашённый артист” – актёр из первого поколения “фоменок”, Карэн Бадалов.
Доступ к записи спектакля “В сегодняшний, так сказать, как бы, день…” откроется сегодня, 13 июля, в 19.00 по московскому времени на YouTube-канале театра. После трансляции запись будет сохранена (бессрочно).
Театр предупреждает о техническом несовершенстве архивной записи.