Сегодня, 31 марта, на Основной сцене московского «Современника» пройдёт премьера спектакля Гульназ Балпеисовой «Это моя жизнь» по пьесе Атола Фугарда «Здесь живут люди».
Атол Фугард — современный южноафриканский драматург, а пьеса «Здесь живут люди», написанная в 1960-е, — редкий в его творчестве пример текста, в котором речь не идёт об апартеиде и который затрагивает круг «универсальных» и «общечеловеческих» проблем. Как правило, когда на отечественной сцене обращаются к сочинениям Фугарда, то выбирают именно эту пьесу: не случайно и сборник его драматургии, вышедший на русском языке ещё в 1982 году, назывался «„Здесь живут люди“ и другие пьесы». В числе тех, кто первым в СССР ставил Фугарда, был учитель Гульназ Балпеисовой Римас Туминас — спектакль по пьесе «Здесь живут люди» он выпустил в Молодёжном театре в Вильнюсе в 1986 году.
Гульназ Балпеисова год назад дебютировала в «Современнике» спектаклем «Случайные встречи» по рассказам Бунина. Весьма густонаселённая постановка с целым рядом сюжетов и даже параллельных линий вышла в камерном пространстве Другой сцены. Любопытно, что «Это моя жизнь», напротив, — спектакль большой формы всего лишь с четырьмя действующими лицами. Главную героиню, которая, по сюжету, устраивает отчаянное празднование своего якобы дня 50-летия, сыграет Алёна Бабенко. Театр подчёркивает, что премьера приурочена к дню рождения самой актрисы. Партнёрами Бабенко станут Иван Стебунов, Ефим Белосорочка и Марта Хованская. Это полностью новая для режиссёра команда: никто из артистов не принимал участия в выпуске «Случайных встреч», хотя сейчас в этом спектакле занята Марта Хованская.
Хотя пьеса «Здесь живут люди» не относится к числу абсурдистских, в ней заметно влияние современной драматургии и интеллектуальных течений 1960-х: Сартра, Пинтера, Беккета и так далее. При этом Фугард во многом иронизирует над этим влиянием: неслучайно новых властителей дум постоянно цитирует один из героев (например: «Во мне умерла воля к действию. <…> Сартр называет это состояние экзистенциальной тоской»). В «Современнике» в качестве жанрового определения премьеры выбрали «драмеди».
О сюжете и смысле драмеди про странный праздник в описании говорится так: «Ей 50. Она — женщина-парадокс. Яркая, дерзкая и мудрая, но в то же время по-детски трогательная. Женственная и обворожительная, но очень одинокая. Хозяйка дома Милли только что пережила личную драму: её бросил возлюбленный Алерс. Ему она отдала 10 лет своей жизни. Ещё вчера Милли была маленькой девочкой в белом платье, мечтала о счастье и загадывала желание при виде падающей звезды. Но где радость и блаженство, которые ей были обещаны в детстве? Кто и зачем её обманул? Что осталось у неё теперь — воспоминания о воскресных походах с Алерсом по забегаловкам и окрестным киношкам?.. А рядом — такие же странные и неприкаянные люди, её постояльцы — доморощенный философ Дон, простодушный почтальон Шорти и его легкомысленная жена Сисси. Они пьют кофе, ссорятся, мирятся, ведут бесконечные беседы, но не слышат друг друга. Цитируют Сартра, разгадывают сны по Фрейду и страдают от экзистенциальной тоски. Но именно с ними Милли решит устроить вечеринку — отметить свой выдуманный день рождения. Она наденет шутовской колпак, будет петь весёлые песни, танцевать. Будет смеяться, стараясь заглушить боль и отчаяние».
Вместе с режиссёром над премьерой работают художник Ольга Никитина, художник по свету Нарек Туманян и композитор Олег Синкин.