Фестиваль в Экс-ан-Провансе пройдёт с 3 по 23 июля. Среди участников смотра — Дмитрий Черняков, Кэти Митчелл, Клаус Гут, Барри Коски, Андреа Брет и другие.
«Опера не копирует и не уводит нас от мира, который с каждым днём становится всё более запутанным, — говорится в обращении генерального директора фестиваля в Экс-ан-Провансе Пьера Оди. — Она связывает этот мир с древними временами и первобытными страстями, благоприятствуя их выдающемуся воздействию своими несравненными богатствами.
Ифигения, внучка Атрея, превращается из жертвы в убийцу, избранный Богом Самсон наделён силой, приводящей к кровопролитию, уязвимость Баттерфляй становится причиной её гибели: фестиваль 2024 года населён этими мощно амбивалентными судьбами. Мы сталкиваемся с бурей насилия, безумия и разрушения; но они уравновешиваются верностью, силой воли, борьбой за справедливость и свободу. Здесь мы видим человеческую хрупкость, борющуюся со своим собственным варварством посредством самого возвышенного и страстного из языков».
Откроется фестиваль спектаклем Дмитрия Чернякова «Ифигения в Авлиде — Ифигения в Тавриде», объединившем две одноимённые оперы Глюка. Это копродукция фестиваля с Национальной Оперой Греции и Парижской национальной оперой. В попытке понять, как Ифигения превращается из жертвы в убийцу, Дмитрий Черняков «погружает зрителя в атмосферу дома, населённого призраками мёртвых, и запускает неумолимый процесс дегуманизации, проводя при этом параллели с современным миром».
В Экс-ан-Провансе пройдёт мировая премьера оперы Рамо «Самсон», копродукции фестиваля и Théâtre National De L’Opéra-Comique. Сочинение французского композитора так и не увидело свет из-за запрета церкви. Над «возрождением духа» оперы работают режиссёр Клаус Гут и музыкальный руководитель и дирижёр спектакля Рафаэль Пишон.
Режиссёр Барри Коски вместе с дирижёром Пьером Блёзом работают над спектаклем «Песни и фрагменты», который объединит «Восемь песен безумного короля» Питера Максвелла Дэвиса и «Фрагменты из Кафки» Дьёрдя Куртага. Кэти Митчелл представит на фестивале оперу Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», которая вошла в программу фестиваля 2016 года, с новым составом исполнителей. Помимо Лорана Наури, главные партии исполнят Хью Монтегю Рэндалл и Кьяра Скерат с оркестром Лионской оперы под управлением Сусанны Мялкки.
Пьер Оди представит премьеру оперы Монтеверди «Возвращение Улисса на родину» в исполнении Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсии Аларкону. Это сочинение особенно дорого для руководителя фестиваля, возвращающегося к нему более чем через 30 лет. В 1990 году Пьер Оди поставил «Возвращение Улисса на родину» в Голландской национальной опере.
Опера Пуччини «Мадам Баттерфляй», над которой работают режиссёр Андреа Брет и дирижёр Даниэле Рустиони, на сайте характеризуется как «жестокая история уязвимой, но сильной и своенравной героини, движимой слепым упорством к ритуальному самоубийству». Этот спектакль – копродукция фестиваля, Opéra National De Lyon, Komische Oper Berlin и Théâtres De La Ville De Luxembourg.
Кроме того, на фестивале пройдёт мировая премьера камерной оперы Уильяма Кентриджа «The Great Yes, The Great No». По сюжету, в марте 1941 года грузовое судно с несколькими художниками и интеллектуалами на борту, бежавшими из фашистской Франции, отправляется из Марселя на Мартинику. Среди них – Андре Бретон, Клод Леви-Стросс и кубинский художник Вифредо Лам. Это реальное событие принимает магический оборот, когда Харон становится капитаном судна и приглашает на него других знаменитых деятелей искусства.
В программу фестиваля в Экс-ан-Провансе вошла также серия концертов. С подробным описанием и полным расписанием событий смотра можно ознакомиться на сайте фестиваля.