«Её личная религия – помогать людям». К юбилею Алисы Бруновны Фрейндлих

На фото – Алиса Фрейндлих в спектакле «Алиса», Вторая сцена БДТ им. Г.А.Товстоногова, режиссер Андрей Могучий © Стас Левшин

Сегодня вся театральная Россия и, конечно же, Большой драматический театр имени Товстоногова отмечают юбилей Алисы Бруновны Фрейндлих. Поверить в её возраст невозможно. Как невозможно не любить эту крошечную женщину и великую актрису, которая для всех, кто имеет счастье её знать, остается камертоном достоинства, чести, уважения к людям, умения любить. Сегодня на нашем сайте её поздравляют те, с кем она прожила последние десятилетия, занимаясь повседневной театральной работой. Эти люди знают про неё то, чего со стороны не увидишь, и поэтому, возможно, ближе нас находятся к разгадке магии Алисы Бруновны. Хотя понятно, что ни у кого не получится разгадать её до конца.

«Я очень от неё зависим»
Олег Басилашвили, многолетний партнёр Алисы Фрейндлих на сцене и в кино:

Это большое счастье встречаться с Алисой Бруновной Фрейдлих на сцене в одном и том же спектакле – я говорю про «Лето одного года». Каждый раз я испытываю наслаждение от того, что она мне даёт полнейшую свободу импровизации, потому что сама находится в таком же свободном полете. Я иногда, даже не глядя на неё, уже как мой персонаж – муж, с которым она прожила уже более сорока лет, понимаю её настроение, от которого зависит и моя жизнь тоже. Эти люди – наши герои, прожившие вместе сорок лет, – по ритму шагов, по тембру голоса определяют, что сегодня происходит с партнером. И это нам, актёрам, даёт полную свободу. Это не значит, что мы придумываем новые тексты или мизансцены, нет, я говорю про сиюминутное проживание наших проблем: как бы впервые. Я очень счастлив, что уже долгие годы являюсь партнёром Алисы.

На фото – Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в спектакле «Лето одного года» © Стас Левшин

Я помню, как она, поступив в наш театр, вводилась на роль Глафиры в спектакль «Волки и овцы», а я там был Лыняевым, за которым эта Глафира охотилась как за будущим мужем. А потом была «Калифорнийская сюита», где мы с Алисой играли три разных супружеских пары. Первая – это разошедшаяся пара, которая никак не может поделить дочку, вторая пара –  ведущая киноактриса, которая приехала получать «Оскар», и её муж нетрадиционной  ориентации, и третья – еврейская пара, у которой такая ситуация: жена прилетела в Калифорнию на сутки позже мужа, а он в это время успел провести ночь с проституткой, которую жена у него и застает. Но дело даже не в деталях, а в том, что все эти пары были объединены для нас с Алисой одной темой – подлинной любовью, необходимостью быть друг с другом вообще, вместе, всегда, несмотря на все причины, которые их могут оттолкнуть друг от друга. Вот об этом мы играли. Потом был у нас прекрасный спектакль «Дядюшкин сон», где я играл почти выжившего из ума и потерявшего память князя К., а Алиса в роли Москалёвой опять за мной охотилась, правда, на сей раз, мой герой должен был стать мужем её юной дочери. Так что у нас с Алисой – колоссальный опыт семейных отношений в искусстве.

На фото – Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в спектакле «Калифорнийская сюита» © Пресс-служба БДТ имени Товстоногова

Я очень рад, что мы с Алисой столько всего прошли, прожили вместе. И сегодня я готов ей пожелать всего самого доброго, но, прежде всего, здоровья, здоровья и здоровья. И ещё, как это ни странно, новых ролей, которые бы поразили нас, как и всегда, её талантом. Очень её люблю, очень от неё зависим, и хотел бы, чтобы она была счастлива. И чтобы были счастливы её дочь, внуки, правнуки и все, кого она любит, любила и будет любить. Она – явление в нашей жизни. Поэтому её надо холить, лелеять, ласкать, уважать и относиться к ней бережно и с любовью. Она достойна того, чтобы быть окруженной любовью.

«Алиса – рабочий человек»
Эдуард Кочергин, главный художник БДТ:

На фото – Алиса Фрейндлих и Эдуард Кочергин на сборе труппы © пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова

Алиса Фрейндлих – актриса замечательной школы, школы Бориса Вульфовича Зона, который учился у Станиславского и воспитал и Зинаиду Шарко, и Наталью Тенякову, а из режиссёров – прежде всего, Льва Додина. Среди очень многих его учеников, работавших тогда в театрах, Алиса была первой звездой, хотя никогда таковой себя не считала. Мы в БДТ, конечно, рады, что она в свое время согласилась перейти в наш театр: гордимся, что она с нами. У неё действительно очень яркий талант, но главное, что вызывает лично моё восхищение – то, что она – рабочий человек. У неё невероятная трудоспособность. Даже сейчас, несмотря на возраст.

И ещё она очень честная в профессии – по отношению к партнерам, к режиссёру, к роли, к себе. Не идет ни на какие компромиссы ни в чем. Это замечательное качество профессиональное. Хотя актерам позволено обходиться без этого качества, но Алиса не согласна без него обходиться. А по-человечески… что я могу сказать, умная она тетка. Не так часто это с актерами бывает. По-настоящему умная. Поэтому с ней совсем непросто общаться. Ну и хорошо. А почему должно быть легко? Она очень внимательный человек при общении, ничего мимо ушей не пропускает. Для неё нет ничего незначительного. Это редкость. Видимо, люди все это как-то чувствуют, потому что вокруг неё – сколько помню – всегда аура обожания. Не только в городе – в стране. Но будучи национальным достоянием, она везде и всегда остается петербургской актрисой по своей сути, человеком петербургской культуры и стиля. То есть, она актриса, которая плоть от плоти нашего строгого, хорошо нарисованного города.

Я желаю ей здоровья и как можно дольше радовать нас – хотя бы общением.

«Пока она не понравится самой себе в зеркале, она не остановится»
Елена Мироненко, заместитель заведующей гримерным цехом БДТ:

Я начала работать с Алисой Бруновной лет 15 назад. До этого у неё был свой гример, Ирина Николаевна Громадская. И перед первой нашей встречей с Алисой Бруновной в профессиональном поле я пережила колоссальный стресс. У меня ладошки были мокрые от страха, потому что я сознавала, что вот там сидит человечище, а я должна открыть дверь, войти и сказать: «Здравствуйте, теперь я буду с Вами работать». Но когда я эту границу, которая меня так пугала, перешагнула, я увидела, что на меня смотрят очень добрые глаза человека, в котором нет никакого высокомерия, никакой звёздности. И я как-то сразу успокоилась, перестала трястись и мы начали работать. За всё это время у нас не случилось ни единого конфликта, всё и всегда было конструктивно и очень доброжелательно. Эта доброта Алисы Бруновны – она нисколько не мешает ей иметь свое мнение по любому поводу и быть жесткой и принципиальной в каких-то вопросах. Но доброта, человечность, на мой взгляд – это её основное качество.

На фото – Алиса Фрейндлих на гриме © Нина Горлова

Что же касается нашего с ней взаимодействия профессионального, то тут она чрезвычайно требовательна. Потому что работа гримера связана с внешней стороной образа, с тем, что видят зрители. Алиса Бруновна может долго и дотошно искать образ, что-то менять, пробовать – пока она не понравится сама себе в зеркале как  её героиня, она не остановится. Парик для её писательницы Ульи Рихте из «Волнения» мы переделывали раз десять. При этом невозможно себе представить, чтобы она оскорбила или унизила, даже если ей что-то не нравится. Она всегда общается на равных, несмотря разницу в возрасте.

Как у нас с ней идет работа? Первый мой выпуск с ней – спектакль «Алиса», потом мы выпустили «Войну и мир», потом «Волнение», и три спектакля я подхватила: «Квартет», «Дядюшкин сон» и «Лето одного года». Приходит Алиса Бруновна обычно очень заранее, она не любит торопиться, любит, чтобы все было спокойно. По театральному регламенту явка актеров на спектакль должна быть за 45 минут, но Алиса Бруновна приезжает за час пятнадцать.

Обычно она появляется у меня уже с готовым образом, который она в целом продумала и придумала. Например, для «Волнения» она принесла мне фотографию американского дизайнера, довольно уже пожилой женщины, у которой была очень короткая стрижка и очень белые волосы. И Алиса Бруновна мне сказала: «Я, конечно, не хочу быть такая стриженная, но хочу быть такая белая». Как снег. Понятно, что надо было заказывать парик, мы это сделали. И вот ещё: ей ни в коем случае нельзя приносить непричёсанный парик – то есть парик должен быть обязательно причесан: даже если не так, как он будет выглядеть в итоге, но форма какая-то внятная у парика уже должна быть. Сразу. Прежде, чем Алиса Бруновна его наденет. А дальше уже начинаешь с ней работать. Сначала мы оставили волосы подлиннее, потом посильнее накрутили. Ей, вроде бы, сначала понравилось, но потом она говорит: «Нет, давай все же покороче». И вот мы все стригли короче, короче, пока не достригли до совсем короткой длины. А потом она вдруг приходит и говорит: «Лен, хочу розовые пряди». Я говорю: «Как это?» – А вот так, хочу молодёжности.

На фото – Алиса Фрейндлих в спектакле «Волнение» © Стас Левшин

И мы нарисовали эти розовые пряди на парике румянами – ничего другого у нас под рукой не было, – и это ей помогло. Прямо видно было: эта её героиня, писательница, стала более игривой, более дерзкой даже. И она сказал после спектакля: «Всё, вот так закрепляем». Так у нас и было, пока шел спектакль.
О чем мы с ней говорим, кроме профессии? Она очень счастлива, что дожила до правнуков. Очень их любит и рассказывает о них взахлеб. Говорит, например, что правнуки её строят, чего она совершенно не ожидала. Алиса Бруновна очень любит свою огромную семью – и это, мне кажется, дает ей силы.
И сейчас она очень счастлива, что именно семья устраивает ей юбилей в театре. Алиса Бруновна говорит: «Когда я своих спрашиваю, что они там готовят, они отвечают: «Алиса, ты приглашена на праздник». И она так рада, что ей ничего не надо делать самой, не надо дергаться, волноваться. Семья у Алисы Бруновны, действительно, очень дружная. Я вижу, как на «Лете одного года» дочь Варя сидит рядом с ней, как они общаются – они, конечно, очень переплетены друг с другом все.

И мне очень хотелось бы пожелать Алисе Бруновне, чтобы её продолжали радовать дорогие ей люди. И, конечно же, крепкого ей здоровья!

«Алиса Бруновна не способна унизить или обидеть»
Юлия Тарасенко, заведующая костюмерным цехом БДТ:

Я работаю с Алисой Бруновной 25 лет. И за все это время я не помню, чтобы она хоть раз какую-то деталь костюма, какую-то вещь бросила или просто неаккуратно повесила или положила. Я в этом смысле всегда ставлю её в пример молодым актерам.
Общаемся мы с ней по-разному. Помню, когда я ещё была двадцатилетней девчонкой, я забыла одну деталь её костюма, вообще забыла подготовить. Она на меня строго посмотрела и произнесла одно слово – и больше таких проколов у меня не случалось. Причем это было совершенно не обидно, а просто незабываемо. Тут важно понимать, что Алиса Бруновна ведёт себя в таких ситуациях не как знаменитая артистка, а как человек, и вот как человек она не считает себя в праве другого человека оскорбить или унизить. Но если ты свои профессиональные обязанности выполнил не очень качественно, она так тебя подъелдырит, такую шпилечку воткнет, что ты никогда своей ошибки больше не повторишь.

На фото – Алиса Фрейндлих и Геннадий Богачев в спектакле «Макбет» © Пресс-служба БДТ имени Товстоногова

Работа костюмера, с одной стороны, очень тяжелая, с другой – очень простая: костюмеры делают всё, что дома делают мамы и бабушки: стирают, гладят, подшивают, зашивают. Это сейчас у нас появились стиральные и сушильные машины, а до этого 20 лет мы жили с тазиками. И вот с таким тазиком случилась одна история показательная для разговора про Алису Бруновну. Мы были на гастролях в Израиле, играли «Макбета». А там около сцены была довольно крутая лестница вниз. И вот играется сцена Макбета – Геннадия Петровича Богачева и леди Макбет – Алисы Бруновны. Мы все замерли и не дышим – такая мощная была сцена. И вот одна из сотрудниц нашего цеха так была потрясена тем, что увидела, что забыла, что держит в руках металлический тазик и буквально всплеснула руками – и тазик с грохотом покатился по этой крутой лестнице. Что мы услышали потом от Богачева, я не буду говорить, и он был прав, конечно. А Алиса Бруновна не сказала ничего. Хотя человек она достаточно эмоциональный, она может быть чем-то возмущена, раздосадована (я, правда, никогда не видела, чтобы она на кого обижалась), может фыркнуть, может поворчать, может быть чем-то недовольна, но все эти эмоции она выражает ровно, без крика, без истерики. Скандал – это совершенно не про неё. И еще в ней нет никого высокомерия, хотя она всегда держит дистанцию. Но это, согласитесь, не одно и то же.

Я понимаю, что вроде бы все Алисе Бруновне желают здоровья, и, конечно, я ей тоже его желаю. Но особенно я хочу ей пожелать вот чего. У них с Олегом Валериановичем Басилашвили сейчас остался один спектакль – «Лето одного года». Иногда они шутят в антракте, что надо играть только первое действие и на этом спектакль заканчивать. Понятно, что спектакль длинный, что они устают. Но в то же время совершенно очевидно, что сцена, зрители их подпитывают. Так что желание Алисы Бруновны приходить в театр, выходить к зрителям, работать – оно дает ей возможность жить дальше и быть здоровой. И пусть оно остается как можно дольше!

«В её гримерке живет наше театральное сердце»
Полина Толстун, актриса БДТ:

Можно сказать, что для меня БДТ начался с Алисы Бруновны – свою первую роль, Оливию в «Двенадцатой ночи», я получила, будучи первокурсницей, а шута Фесте в этом же спектакля играла Алиса Бруновна. И, конечно, без неё мне сложно представить существование этого театрального дома. Хотя она – не товстоноговка, другой закалки Артист. И мне кажется, когда она попала сюда, со всем своим безусловным колоссальным талантом и опытом, она выглядела здесь такой иностранкой или даже экзотическим фруктом. И я думаю, даже уверена, хотя я и не видела тех спектаклей вживую, что, появившись в БДТ, она поменяла  здешнюю актёрскую палитру. Меня как актрису поражает в ней такое качество: она во всех своих ролях – в кино и в театре – остается совершенно уникальной и неповторимой и при этом очень не любит повторяться. Она часто на моей памяти деликатно так говорила режиссёрам: «Миленький, вы знаете, я вот это уже играла там-то, давайте найдем какой-то другой ход». Она мне рассказывала, что для фильма «Карп отмороженный», где она сыграла простую русскую тетку, живущую в бараке, каких много у нас ещё осталось, стоит только отъехать километров на сто от больших городов, она углубилась в изучение матерного языка. Я после фильма ей сказала: «Алиса Бруновна, это потрясающе, я Вас такой не могла себе вообразить». А она мне ответила: «Ты знаешь, я расстроилась, потому что они вырезали весь мой трехэтажный мат, который я собирала буквально по крупицам».

Алиса Фрейндлих в кинофильме «Карп отмороженный»

На сцене и в репетициях я с ней встретилась трижды. И сразу было видно отличие: как все работают и как работает она. Репетируя шекспировского шута Фесте, которого играл также и её знаменитый отец, Бруно Артурович Фрейндлих, она все время приносила на репетицию что-то от себя, говорила режиссеру Григорию Дитятковскому: «А вот смотрите, как этот сонет сюда подходит, как хорошо сочетается». И что-то режиссер принял, и это в спектакле осталось. Художники по костюмам могут рассказать, что она тоже все время что-то предлагает, выступает буквально соавтором в работе над костюмами – иногда это крошечные детали, которые никто, наверное, и не увидит из зала, но ей для образа это важно. И роли её влияют на её отношение. Когда мы начали репетировать «Дядюшкин сон», где я играла её дочь, я заметила, что она и в жизни стала относиться ко мне немного как к дочке: то пылиночку какую-то со свитера снимет, то вопрос какой-то задаст, который обычно мамы задают. То есть сцена, роли – это настолько её вода! Она в ней так свободно плавает! Она, конечно, актриса до мозга костей.

На фото – Алиса Фрейндлих в спектакле «Двенадцатая ночь» © Пресс-служба БДТ имени Товстоногова

Я всегда, ещё в служебном гардеробе, узнаю запах её духов. И у меня возникает такое удивительное счастливое чувство: «Алиса Бруновна в театре!» – и я сразу бегу к ней в гримерку поздороваться. Знаете, она безумно заразительна. Как актриса и человек, она может зародить надежду. Не важно, на сцене ты её видишь или в гримерку забежал поздороваться, или даже в буфете с ней встретился – и сразу меняется ощущение жизни, оно светлее становится. И когда видишь её на сцене или на экране – эффект тот же самый, кого бы он ни играла. Когда в ковид мы работали онлайн, она всегда говорила, что людям сейчас нужна пилюля, не надо их грузить. Мне кажется, это вообще её принцип, её личная религия: помогать людям, давать им пилюлю. Я, когда узнала, сколько всегда она делает как благотворитель, я была потрясена, но она очень не любит и даже сердится, когда кто-то об этом рассказывает. Она – тайный благотворитель, и это тоже её характеризует.

На фото – Алиса Фрейндлих и Полина Толстун в спектакле «Дядюшкин сон» © Стас Левшин

Я убеждена, что оставаться на протяжении жизни, несмотря на обстоятельства, благородным и по-настоящему хорошим человеком – это труд. Алиса Бруновна, мне кажется, каждый день и даже по нескольку раз в день делает выбор, принимает решения, чтобы сохранять чистоту своего мира. И у неё это превосходно получается. При этом она очень требовательна к себе, на мой взгляд, чересчур. Я бы даже смелее сказала: мне кажется, что самооценка её хромает, и это неправильно. Вроде бы она знает себе цену – это очевидно, но внутри себя, она себя, как мне кажется, недооценивает. И я даже ей как-то сказала об этом.
Есть такой удивительный для меня дисбаланс. Много лет рядом со мной – великая актриса, которая находится для меня на огромном пьедестале, я бесконечно её обожаю, я её фанат. И в то же время, довольно быстро я себя поймала на том, что мне её хочется защищать, как будто я сильнее, хотя это, конечно, не так. Мне все время хочется её обнять, окутать теплом, оберегать как великое сокровище – хотя бы в мыслях: вспомнить – и пожелать ей здоровья и сил.

Что еще ей пожелать в этот день? Наверное, гармонии – и в малом её круге, и в большом. И ещё: она же актриса, она все время в действии. И я хочу, чтобы она сейчас получала такие творческие предложения, которые бы в ней откликались, возбуждали азарт и желание включаться в процесс – будут ли это спектакли, фильмы или ещё что-то.

Когда я думаю о её роли в нашем большом театральном организме, мне кажется, что Алиса Бруновна – это сердце театра, его пульс. Понятно, что в любом театре кто-то является головой, кто-то руками или ногами, но в её гримерочке живет наше театральное сердце. Она здесь отвечает за любовь и всем нам дает силы.

«”У юности нет возраста” – эти слова Пикассо абсолютно про Фрейндлих»
Ирина Шимбаревич, заместитель директора по общественно-просветительской и исследовательской деятельности БДТ:

Алиса Фрейндлих – это абсолютный уникум, это звезда. При том, что Товстоногов всегда говорил: «Звёзды – на небе», но она пришла уже как звезда. Хотя ни у кого я никогда не встречала такой скромности, такого достоинства, такого уважения к собеседнику, какое проявляет она. Это первое: звезда, которая не звезда.
Второе. Она – человек особенной мелодии жизни. Она обожает Баха. Я думаю, что у неё баховская мелодия жизни. Потому что у Баха есть невероятная мудрость, знание какой-то тайны жизни, и каждое его произведение – это молитва. Ну и от Баха, конечно, к Моцарту, потому что у неё есть редчайший талант – я убеждена, что это талант, это не дается всем подряд – талант любить, талант дружить, талант радоваться жизни и дарить радость людям. Поэтому люди, которые не видели её на сцене, угадывают в ней, в любой её героине в любом фильме, какая душа, какое сердце у этого человека. В этих бездонных её глазах серебряного века, которые, к счастью, передались её дочери Варюше, – в них невероятно сочетается радость жизни, познание жизни и какая-то вселенская грустинка. И главное, для меня Алиса Бруновна – олицетворение интеллектуальной женственности.

На фото – Алиса Фрейндлих и Георгий Товстоногов на репетиции © Пресс-служба БДТ имени Товстоногова

Как в актрисе в ней непостижимым образом сочетаются травести, характерная актриса и героиня. Назовите мне ещё хоть одну актрису с таким диапазоном. И ещё очень важное свойство её таланта: она пронизана музыкой. Она создана как музыкальный инструмент. Потому что её голос – с хрипотцой, прокуренный – можно слушать бесконечно. Она музыкальна на сцене, её походка – в каждой роли разная – это всегда новый ритм, всегда едва заметный танец. Она пришла в БДТ, когда я уже была в театре. И пришла она на Глафиру в «Волках и овцах». Вы бы видели эти прозрачные глаза, этот монашеский наряд, в котором она играла Глафиру, соблазняющую Лыняева-Басилашвили.

На фото – Алиса Фрейндлих в роли Глафиры спектакле «Волки и овцы» © Пресс-служба БДТ имени Товстоногова

Мало кто знает, что «Киноповесть с одним антрактом» Александр Моисеевич Володин написал для Алисы. В джинсах, с короткой стрижкой она сидела на полу, рядом с Андреем Толубеевым – и это была потрясающая пара. А какая она была в «Этом пылком влюбленном» в паре с Владиславом Стржельчиком! Алиса играла трёх совершенно разных женщин, включая и наркоманку. Во время антракта она буквально меняла нутро и выходила на сцену совсем другим человеком. А когда я на экскурсии по театру показываю парик её леди Макбет – тонкую газовую шапочку с тремя торчащими волосинами – люди сходят с ума. Она не постеснялась так выглядеть на сцене, ей надо было показать уродство человека, который  чужими руками совершил убийство: потому что это она заставляла Макбета, которого замечательно играл Геннадий Богачев, убить Дункана и Банко.

На фото – Алиса Фрейндлих и Андрей Толубеев в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» © Пресс-служба БДТ имени Товстоногова

Конечно, когда она пришла в наш театр, была ревность, особенно у женской половины. Но ревновать было бессмысленно – Алиса плыла, легко, без каких-либо интриг. И она взяла этот театр своей удивительной добротой и достоинством. При этом Георгий Александрович ей сразу сказал: «Алиса, у меня ощущение, что я работаю с Вами больше тридцати лет, как со всеми остальными артистами основной труппы БДТ, Вы – моя актриса». Он сказал эти слова, я свидетель. Она понимала Товстоногова в зале с полувзгляда, с полудвижения плеча. В чем здесь история? В том, что Борис Вульфович Зон, мастер курса, на который поступила Алиса, учился у Станиславского. Зон в этой пичужке угадал великую актрису. Игорь Петрович Владимиров, у которого Алиса стала звездой, главной актрисой города, учился у Товстоногова, одного из главных последователей Станиславского, хотя он и пошёл своим путем. Но это всё были люди единой школы.
Невозможно рассказать, но и невозможно не рассказать, сколько она делала добра – не только БДТ, но очень многим людям. Алиса Бруновна – удивительный благотворитель, который делает добро с одним условием: чтобы никто об этом не узнал. Я выполняла множество её распоряжений по этому поводу, но ни слова рассказать не могу, потому что она мне этого не простит.

На фото – Алиса Фрейндлих в роли Альдонсы в спектакле «Дульсинея Тобосская», Театр имени Ленсовета, режиссер Игорь Владимиров © Архив Театра имени Ленсовета

Говорят, что большое видится на расстоянии, но ближе оно поражает ещё больше. Я работаю в театре 47 лет. Я видела многих великих актеров. Но могу сказать, что очень редко так случается, чтобы актёрское величие совпадало с человеческим. Так вот в Алисе Бруновне Фрейндлих они совпали – эти два величия. Богом и родителям данный талант соединился с колоссальным человеческими качествами. Сейчас скажу очень личное. У меня есть бантик, который она сделала своими руками и мне подарила, представляете? Бантик из черной атласной ленты – с сеточкой, шнурочком, жемчужинками разных размеров. Он совершено уже выцвел, потому что я его носила не снимая. А теперь я его ношу с собой как талисман, беру на все гастроли.

Алиса Фрейндлих в Комарово с маленькой дочкой Варварой © Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова

Я на раз была у неё в гостях. Так солить и мариновать грибы, как Алиса, не умеет никто. Она грибница абсолютная. Она любит лес, она его чувствует. Она прямо сливается с природой. Но при этом, где бы она ни была – даже на просёлочной дороге в Комарово, гуляя с собачкой – она элегантна, как Фрейндлих. А как она накрывает стол! Дело даже не в том, что это безумно вкусно. Дело еще и в подаче – было раньше такое слово в кулинарии – подача. Это не просто все красиво оформлено. У неё есть такие специальные подставочки с проволочкой, где можно зажать фотографию человека, который будет сидеть на этом месте. То есть она ждет лично вас, и она всегда знает, куда тебя посадить, с кем тебе особенно приятно. А какие у неё пироги! Я хочу отдельно сказать, что талант женщины заключается ещё и в том, чтобы передать дочери все свои умения. Так вот, Варюша – сказочная, фантастическая, космическая хозяйка. Причем рецепты передаются из поколения в поколение.

Алиса Фрейндлих в детстве © Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова

И такой еще штрих. У Алисы Бруновны есть маленькая толстенькая книжечка, где записаны все дни рождения и все дни памяти. И из любой точки мира она со своего кнопочного телефона позвонит и поздравит. Это память великого сердца. Она просыпается – и знает, кого надо вспомнить в этот день, кого услышать, кому сказать неформальные слова, которые она умеет находить, как никто. Вот почему она так выглядит в своем возрасте. Вот почему у неё так светятся глаза. Потому что она, обладая колоссальной мудростью и талантом помнить, сохранила в себе хулиганку и ребёнка. Она в свои 90 лет – абсолютная девчонка. У меня есть любимые слова Пабло Пикассо, они полностью относятся к Алисе Фрейндлих: «У юности нет возраста»

 

Комментарии
Предыдущая статья
Дом Радио покажет оперно-драматическую «Антигону» с Ольгой Белинской 07.12.2024
Следующая статья
«Театральный проект 27» выпускает премьеру о петербургском коте-интеллигенте 07.12.2024
материалы по теме
Новости
Александра Толстошева выпускает в БДТ «бесконечный» спектакль по Пушкину
Сегодня и завтра, 6 и 7 декабря, в Каменноостровском театре (Вторая сцена БДТ) пройдёт премьера спектакля Александры Толстошевой «Моцарт и Сальери» по мотивам одноимённой пьесы Пушкина.
Новости
Юбилей Алисы Фрейндлих отметят выставкой в посёлке Комарово
Завтра, 15 ноября, в музее «Келломяки-Комарово» откроется экспозиция «Театральное Комарово», посвящённая 90-летию Алисы Фрейндлих.