Старт проекту «Драматург меняет профессию» даст Маша Конторович — 25 сентября она проведёт авторскую программу «Со скоростью пьесы».
В городе, где количество драматургов на душу населения явно превышает среднее по стране, новыми пьесами трудно удивить — однако всё ещё нетрудно заинтересовать самим процессом творчества, создания нового текста и неожиданной сменой ракурсов. Поэтому «Ельцин-Центр» решил дать драматургам возможность попробовать себя в необычных «амплуа», а первая участница проекта, Маша Конторович — превратить процесс сочинения пьесы в нечто среднее между реалити-шоу и иммерсивным театром: новый текст будет создаваться на глазах у зрителей (проецироваться на большой экран), а развитие действия (сюжет, события, персонажи) — следовать их воле.
Программа «Со скоростью пьесы» была придумана и опробована впервые чуть раньше, до карантина, однако «драматургическое шоу» оказалось перспективным проектом — опытом игрового освоения теории драмы и основных драматургических принципов. Как и в первых пробах, помогать Маше Конторович будет Алёна Тремазова — ученица Николая Коляды, режиссёр, руководительница «Мастерской КиноLOOK» (при Центре Современной Драматургии). Конторович — также ученица Коляды, молодой и успешный драматург, автор поставленной в театрах всей страны пьесы «Мама, мне оторвало руку» — неоднократно настаивала на эффективности принципа «быстрой пьесы» (в частности, «Мама…», по словам автора, написана за пять с половиной часов): идея «драматургического шоу» оказывается закономерным развитием этой идеи и, в случае с Конторович, вероятнее всего, оправданным.
О том, как и почему драматурги будут «менять профессию» дальше, журналу ТЕАТР. рассказала Наталья Санникова, руководитель Театральной платформы «Ельцин-Центра»: «Если бы не затяжной карантин, Театральная платформа «Ельцин-Центра» выпустила бы осенью три премьеры, но теперь от одной из них пришлось отказаться, а вместо этого перекраивать осеннюю программу, чтобы ни мы сами, ни наши зрители не заскучали. И к тому же как-то не комильфо выходить к зрителю после долгой паузы без новых проектов. В общем, иногда приходится придумывать хороший проект, потому что на дорогой нет средств.
В Екатеринбурге много талантливых драматургов — спасибо школе Николая Коляды. Поэтому первое, что приходит в голову — надо делать проект с драматургами. Но читки сейчас проходят почти во всех театрах города. Так что просто выбрать тему или взять совсем новые, «горячие», только что из теплёнького принтера пьесы уже не сильно интересно. Нужна новая оптика, и пусть это будет взгляд сбоку. Так возникла идея проекта «Драматург меняет профессию», где драматурги будут выступать в самых разных ролях — во всех, кроме роли драматурга, который сидит дома за столом и пишет пьесу.
В октябре мы планируем пригласить двух драматургов поставить эскизы по пьесам двух других драматургов. Интересно увидеть, как драматург режиссёрски считывает текст своего товарища и собрата по цеху. (Именно так начинали свой путь в качестве режиссёров Светлана Баженова и Ринат Ташимов).
А в ноябре мы с режиссёром Дмитрием Зиминым планируем выпуск спектакля под условным названием «Я пишу для букваря…», где на сцене будут присутствовать сразу четверо драматургов: Маша Конторович, Роман Козырчиков, Алексей Синяев и Алексей Еньшин. Двое из них — Маша Конторович и Алексей Синяев — лауреаты премии «Кульминация», Роман Козырчиков был в шорт-листе этой премии. Алексей Еньшин участвовал в этом году в программе «Первой читки» на Володинском фестивале, где его пьесу «Родительский день» присмотрел Виктор Рыжаков и теперь снимает по ней фильм. Все четверо — очень разные и дико талантливые. Каждый их них в спектакле будет писать текст своего персонажа, вступать в диалог с другими, спорить, подначивать, а двое артистов, способных к импровизации, — мгновенно выполнять ремарки и озвучивать диалоги. Грант на этот спектакль дал нам Союз театральных деятелей РФ.
Это, конечно, не все события проекта. Но мы планируем каждый месяц до конца года обязательно представлять зрителю что-нибудь новое».