Оперу Пуленка «Человеческий голос» исполнят на жестовом языке

На фото – репетиция оркестра  © пресс-служба Internum Sonus

8 и 9 февраля оркестр Internum Sonus представит в ДК «Рассвет» монооперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» с использованием жестового языка.

Internum Sonus – камерный оркестр и хор под руководством дирижёра Дмитрия Королёва, в его репертуаре академическая музыка разных эпох от шедевров эпохи Возрождения до творческих экспериментов композиторов-авангардистов. Вместе с главным режиссёром Астраханского театра оперы и балета Алексеем Смирновым они готовят новое прочтение монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» для оркестра, сопрано и актрисы, исполняющей партию на русском жестовом языке.

По сюжету оперы женщина переживает расставание с возлюбленным во время постоянно прерывающегося телефонного разговора. Зрители не слышат ответы собеседника, а узнают предысторию и развитие конфликта лишь из партии героини и её реакций на ответы. Введение в постановку жестового языка усиливает проблему дискоммуникации, актуальную в наше время: героиня не может услышать своего возлюбленного, зритель – речь актрисы жестового языка, а слабослышащая аудитория – музыку.

Алексей Смирнов говорит о премьере: «Опера Пуленка стала настоящим открытием XX века и дала возможность рассказать историю “диалога без диалога”. Мне кажется, что эта опера – огромная метафора коммуникации или, скорее, дискоммуникации: мы, с одной стороны, слышим друг друга, а с другой – не слышим. В опере упоминается подруга героини, я подумал, что она будет вести повествование на жестовом языке. Эта особая пластика передаст эмоции и переживания, спрятанные в музыке и сюжете, а также сделает содержание понятным для слабослышащих зрителей».

По словам Дмитрия Королева, «оркестровая ткань в опере то усиливает литературный текст, то входит с ним в конфронтацию, оголяя подлинное состояние героини. Введение в постановку актрисы, исполняющей партию на жестовом языке, – замысел, который я вынашиваю последние 8 лет, – это не просто попытка адаптировать оперу для неслышащей аудитории. Это язык рук, который для слушателя открывает другой угол восприятия: новый орган чувств, о котором мы не знали или давно забыли. Этот эксперимент – инклюзия в более широком смысле слова, выравнивающая условия обеих сторон».

Оперную партию исполнит солистка Надежда Мейер, а на русском жестовом языке будет играть актриса Театра Мимики и Жеста Алёна Молоснова. За визуальное оформление постановки отвечает художница Елена Бодрова.

Впервые оперу Пуленка «Человеческий голос» поставили в Париже в театре «Опера-комик» в 1959 году. В 1965 году состоялись её первое концертное исполнение в России под управлением Геннадия Рождественского и премьера в Большом театре с участием Галины Вишневской. В 2023 году специально по заказу Пермского театра оперы и балета современный композитор Владимир Горлинский написал к опере пролог и эпилог, а режиссёр Дмитрий Волкострелов с дирижёром Владимиром Ткаченко соединили «Человеческий голос» с другой легендарной монодрамой ХХ века – пьесой Франца Ксавера Крёца «Концерт по заявкам» (1972), текст которой состоит из ремарок, последовательно описывающих действия героини.

Комментарии
Предыдущая статья
«Театральный проект 27» привезёт в Москву спектакли о школе 30.01.2025
Следующая статья
В ТЮЗе имени Брянцева расскажут о Чуковском и его дочери 30.01.2025
материалы по теме
Новости
«Театральный проект 27» привезёт в Москву спектакли о школе
С 14 по 16 февраля петербургский «Театральный проект 27» покажет два спектакля в «Шаломе» (здание на Варшавском шоссе), а 26 марта в Культурном центре ЗИЛ сыграет хитовый «Ключ от 505-й» Дмитрия Мулькова.
Новости
Не стало драматурга Владимира Арро
28 января на 93-м году жизни умер драматург и прозаик Владимир Арро. О смерти Арро сообщили в соцсетях его близкие.