28 ноября директор новосибирского театра “Глобус” Елена Алябьева написала открытое письмо министру культуры Новосибирской области Игорю Решетникову, в котором дала ответы на претензии Министерства, объявленные в эфире КТРК-Новосибирск. На следующий день Елена Алябьева встретилась с коллективом театра и поблагодарила его за дружную, сплоченную поддержку, а также рассказала подробно о ситуации. Журнал ТЕАТР. публикует текст открытого письма с авторской орфографией и пунктуацией:
“Игорь Николаевич!
Нам с Вами одинаково известна ситуация, произошедшая 20 ноября 2018 года. Последующие события приобрели широкий общественный резонанс и стали известны далеко за пределами города.
Коллектив театра вместе с главным режиссером А. М. Крикливым создали прецедент разговора с Вами, как представителем Учредителя театра, на котором Вы обозначили темы, вызывающие вопросы ко мне как к руководителю учреждения. Также вы сказали о них на брифинге 26 ноября и в своем интервью на ГТРК 27 ноября. Поскольку претензии были сформулированы и высказаны в публичном пространстве, считаю необходимым дать на них подробный ответ и предоставить свои комментарии в открытом письме.
В своих выступлениях Вы неоднократно говорили о том, что у Вас есть вопросы к финансово-хозяйственной деятельности театра, а именно: подготовка документации, выполнение дорожной карты по заработной плате, увеличение субсидий и уменьшении прибыли. Также, Вы обратили внимание на то, что театр не достаточно проявляет себя в проектной деятельности. Чтобы быть предельно точной в ответах и пояснениях, буду приводить цитаты из Вашего интервью программе ГТРК.
Министр: Есть, конечно, претензии и то, что связано с финансами, с подготовкой документации. Например, мы в следующем году должны получить 105 миллионов федеральных средств для того, чтобы отремонтировать крышу “Глобуса”. Это заслуга не театра “Глобус”, а Министерства культуры НСО, которое провела большие переговоры, и мы получаем самую большую субсидию в Сибирском регионе и практически во всех регионах России. Приходилось практически в ручном режиме уровнем моего заместителя решать вопросы по этой проектно-сметной документации.
Комментарий директора:
Вся необходимая финансовая, статистическая, бухгалтерская отчетность предоставлялась и предоставляется регулярно. Ежеквартально происходит отчет по финансово-хозяйственной деятельности учреждения на наблюдательном совете. Прецедентов неприятия отчетов никогда не было. Председателем наблюдательного совета является заместитель министра культуры НСО. Это гарантирует поступление всей информации напрямую в министерство.
Что касается вопроса с ремонтом крыши и документацией, 26 декабря 2017 года по запросу Минкульта РФ мы отправили заявку на капитальный ремонт здания на сумму 300 млн. рублей. Ясности, в каком году и сколько будет выделено средств, не было. Благодаря Вашим усилиям федеральный центр пообещал порядка 110 млн. рублей в 2019 году на проведение ремонта металлической части кровли. Без проведения государственной экспертизы сметной стоимости работ невозможно выделение финансовых средств из федерального бюджета. Для составления сметы на капитальный ремонт необходима разработка проектно-сметной документации, затраты на разработку мы отразили в заявке. Разработку проектно-сметной документации за счет собственных средств в 2018 году мы не планировали. Однако мы были поставлены в условия необходимости этих трат, ввиду нарушения коммуникаций между министерством и театром. Проектно-сметная документация была заказана на сумму 346 тыс. рублей за счет собственных средств театра.
Министр: Дорожную карту по заработной плате сейчас театр “Глобус” не выполняет, хотя полностью получает средства на это дело.
Комментарий директора:
На 2018 год показатель заработной платы по “Дорожной карте” составляет 100% к уровню средней заработной платы в Новосибирской области. Министерство культуры письмом от 01.08.2018 подтвердило величину среднемесячного дохода на 2018 год в размере 31 253,0 руб. Выплаты театра отражены в ежемесячных отчётах (мониторингах) министерству, и их цифры всегда достигали требуемых показателей, за исключением августа месяца. За первое полугодие (январь-июнь) 2018 года среднемесячная начисленная заработная плата работников составила 31 333,0 руб., за январь-июль 31 498,0 рублей, за январь-август 29 650,4 рубля, за январь-сентябрь 31 264,4 рублей, за январь-октябрь 31 514,8 рублей. Как можно увидеть, снижение показателя произошло только в период январь-август. Он составил 94,8% вместо 100%. Причина недостижения показателя, а также меры по выполнению были представлены в письмо от 17.09.2018 за №289-й на запрос министерства культуры от 13.09.2018 №2068-03-02-35/30. Основная причина связана с сезонностью работы театра – летом большинство сотрудников находятся в отпуске. И это данность, в которой театр существует на протяжении нескольких десятилетий. Выход сотрудников в 89 театральном сезоне в основном состоял в период с 20 по 24 августа.
С учетом увеличения объема субсидий на финансовое обеспечение гос. задания в ноябре 2018 года за счет разрезервирования средств, необходимых для повышения оплаты труда, и средств театра, полученных от собственной деятельности, в ноябре-декабре уровень средней зарплаты будет достигнут не менее 34 400,0 рублей. Размер показателя доведен нам министерством культуры в устной форме.
Таким образом, фраза о том, что сейчас театр не выполняет дорожную карту по заработной плате, не соответствует действительности. Сезонный режим работы театра не предполагает идентичности ежемесячных показателей.
Министр: Кроме того, субсидия увеличивается: более двадцати миллионов только за 2018-й год увеличена субсидия театру. А прибыль (хотя мы и говорим, что учреждения культуры не должны зарабатывать, но все равно, когда уменьшается прирост тех денег, которые зарабатывает учреждение, а оно автономное, к тому же) на двадцать тех же самых миллионов – она уменьшилась. Тут тоже возникает вопрос.
Комментарий директора:
За 2018 год субсидия на выполнение гос. задания увеличена по сравнению с началом года на 24 486 400,0 рублей, в том числе 24 024 400,00 рублей выделено на выполнение Указа Президента РФ в части повышения уровня оплаты труда, включая начисления на выплаты по оплате труда.
Доход за 2017 год составил 63 170 814,86 рублей, в том числе доход от продажи билетов Международного Рождественского фестиваля искусств (МРФИ) составил 7 033 280,0 рублей. Так же в сумму дохода включены средства в размере 2 298 000,0 рублей, полученные от Федерального центра поддержки гастрольной деятельности и Платоновского фестиваля на участие театра в детском фестивале “МАРШАК”. МРФИ проводится 1 раз в два года, поэтому ежегодно будет существенная разница в размере доходе, то в большую, то в меньшую сторону.
На 23 ноября 2018 года доход от собственной (предпринимательской) деятельности составил 45 755 209,75 рублей. Предполагается до конца года еще получить доход не менее 7 000 000,0 рублей, что в совокупности должно составить порядка 52 755 200,0 рублей.
Сопоставление цифр делает очевидным тот факт, что разница в доходах между 2017 и 2018 годом составляет около 11 млн. рублей и связана с отсутствием Рождественского фестиваля и поездок на фестивали. Так же хочу уточнить, что связывать планирование уменьшения суммы доходов с получением дополнительных средств к субсидии на выполнение гос. задания крайне некорректно. Поскольку более 20-ти миллионов к субсидии на выполнение гос. задания были выделена целевым порядком только на увеличение фонда оплаты труда и выплату налогов по зарплате. Расходовать эти деньги на другие цели невозможно, тем более что все наши средства находятся в казначействе и распределены по статьям расходов.
Министр: Хотелось бы, конечно, чтобы они более в проектах участвовали. Я вот уже
говорил, что мы кроме тех 20-ти миллионов с лишнем добавили театру “Глобус” в этом году. У нас ряд театров получили субсидии и гранты на постановки, которые они получили за счет того, что они участвовали в различных проектах – это их собственная заслуга. В этом году театр “Глобус” тоже получил такие деньги федеральные, но это заслуга министерства культуры, потому что опять проработка с Министерством культуры Российской федерации. “Учитель танцев” – это за федеральные деньги и так далее. То есть это тоже вопрос.
Комментарий директора:
В 2018 году в рамках партийного проекта “Культура малой Родины” “Театр-детям” театр получил 2 субсидии на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение в размере 10 839 100 рублей. Соглашение от 23.03.2018 №1-ФСТГ на сумму 3 616 000,00 руб. для реализации творческого проекта “Создание спектакля “Игрок” по мотивам романа Ф. Достоевского” и укрепление материальной базы. Финансирование поступило в полном объеме 02.04.2018. Соглашение от 27.08.2018 №2-ФСТГ на сумму 7 223 100,00 руб. для реализации творческого проекта “Создание спектакля “Учитель танцев” по пьесе Лопе де Вега” и укрепление материальной базы. Финансирование поступило в полном объеме 30.08.2018. Мы благодарны министерству культуры, что как Учредитель, оно исполняет свои обязанности по обеспечению развития материально-технической базы государственных учреждений культуры НСО и развития театрального дела в целом.
Добавлю, что театр активно работает с разного рода проектами, многие из которых создаются и реализуются за счет собственных инициатив и средств. Также театр работает с грантами. В течение 2018 года осуществлялся крупный проект “Современная драматургия для подростков. Путь к зрителю” на основе сотрудничества с Международным конкурсом новой драматургии “Ремарка”, который был поддержан в том числе и грантом СТД РФ. Для продолжения сотрудничества с конкурсом “Ремарка” в 2019 году по совместной инициативе театра и художественного руководителя конкурса было направлено письмо председателя СТД РФ А. А. Калягина в министерство культуры НСО с просьбой о финансовой поддержке в проведении конкурса в Новосибирске.
В завершении письма считаю необходимым подчеркнуть, что не только успешная работа театра, но и развитие его творческого потенциала зависят от слаженной командной работы коллектива в целом и руководящих лиц в частности. Разделение деятельности театра на творческую и менеджерскую может привести к непониманию важность этого союза. Заслуги и неудачи творческого руководителя и менеджера театра находятся в тесной связи. Взаимопонимание между ними – вопрос большой работы, которой напрямую зависит как от профессиональных компетенций, так и от человеческих отношений. Именно поэтому Министерство культуры как контролирующий и поддерживающий орган должно способствовать укреплению этих связей, а не разрушению.
Директор театра В.Е. Алябьева”
Главный режиссер театра “Глобус” Алексей Крикливый также оппонировал министру культуры НСО:
“Игорь Николаевич не раз говорил, что данная ситуация сложилась из-за нарушения коммуникаций со стороны театра. До конца я этого принять не могу, но должен сказать, что и со стороны минкульта коммуникации очень непростые. Может сотрудникам министерства необходимо вначале разобраться в них, а не «вешать» все на театр?”
Видеозапись встречи директора Елены Алябьевой с коллективом театра “Глобус” можно посмотреть здесь.
Напомним, что 20 ноября 2018 года министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников объявил директору новосибирского «Глобуса» Елене Алябьевой о том, что договор с ней будет расторгнут.