Журнал ТЕАТР. о проекте Виктора Рыжакова и нижегородского Центра театрального мастерства, четвертая сессия которого состоялась в марте.
Проект осуществляется при поддержке Фонда «Вольное Дело», министерства культуры Нижегородской области, Школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда.
Вдоль дорожек клуба отдыха «Малиновая слобода» стояли люди, совершавшие минимальные движения. Семья с ребенком наблюдала за перформерами, которые, повторяя одни и те же паттерны, «рисовали» на асфальте слово «скука». Ребенок смеялся и спрашивал у папы: что делают эти люди. В другом корпусе на ковровом покрытии, расчерченном на сегменты, лежали артисты, а голос драматурга Анастасии Букреевой произносил обрывочные тексты про сны и запчасти. В большой зале с огромными окнами полсотни людей делали производственную зарядку под живой аккомпанемент. Точкой опоры проекта «Театра линии» является Горьковский автомобильный завод.
Лабораторию «Линии театра», предпоследнюю сессию которой устроили на территории загородного клуба отдыха под Нижним, придумали Виктор Рыжаков и худрук Центра театрального мастерства Евгений Пыхтин. Год назад Пыхтин вместе со своими товарищами по ЦТМ (нижегородский форпост современного театра, открытый в 2016 году) устроил фестиваль российского независимого театра «Театральная Стрелка». В здание бывшего полиграфического предприятия, где ЦТМ арендует площадку, понаехали очень интересные группы: удмуртские Les Partisans, краснодарский «Один театр», ростовский «18+», питерский «Невидимый театр», уфимский «The театр», екатеринбургский «В центре». Обсуждали их специально собранные «взводы» экспертов из разных областей, от современного искусства и музея до ресторанной критики. Этот сознательный разворот к более широкой, чем узкое театральное сообщество, аудитории был крайне полезен и художникам, и публике. Все словно увидели явное – независимый театр сегодня может выбирать любые средства, не оглядываясь на «школу» и каноны. И обсуждали его не с точки зрения умения выстраивать драматическое действие, а используя оптику современного искусства, социологии и новой коммуникации между зрителем и спектаклем.
Годовой проект «Линии театра» тоже устроен как мультидисциплинарный. Ни к процессу, ни к промежуточным «отчетным работам», которые показывают публично после каждой сессии, не применяют строго «драматических» критериев. Неизвестно, каким будет финал – пятая сессия, когда должны появиться эскизы, один из которых будет доработан до спектакля, была запланирована на июнь. Но эти «Линии», как лучи, не заточены на финальную точку, вся суть – в процессе. Весенняя сессия, куратором которой была Татьяна Гордеева, была про движение и телесность. И показала «новых деликатных» во всей их креативной красе.
Если коротко, «Линии театра» придуманы как долгосрочная лаборатория для молодых художников разных специализаций, от актеров до хореографов, которые проходят через пять ступеней «обучения», развернутых вовне – к современной композиторской музыке, новой телесности, совриску, документальности и сайт-специфику. Кураторами сессий были драматург Олжас Жанайдаров, художник Ксения Перетрухина, композитор Арман Гущян, танцевальный художник Татьяна Гордеева. Пятой – если все сложится – будет руководить режиссер и драматург Саша Денисова. Все перечисленные – «звезды» современного российского театра, поэтому особенно интересно было бы понять, получилось ли у них выстроить горизонтальные связи, о чем говорили много и Рыжаков, и Гордеева. Хореограф Гордеева сказала просто: «Тело есть у всех, поэтому каждый может участвовать в исследовании». На принципе телесного равенства и стояла четвертая сессия «Линий».
Показы были выстроены один за другим, но в разных локациях: передвижение – это всегда весело и интересно. Посмотрели перформеров на улице. Поднялись на балкон и полчаса наблюдали за тем, как команда, в которой в том числе – режиссер Вика Привалова, хореограф Катя Волкова и художник Гоша Голицын, «рисовали» собой состояние скуки. Перебежали в конференц-зал и посмотрели лежачее представление о взаимодействии живого человека и деталей, взятых на ГАЗе. Закадровый текст для которого представляет из себя впечатления от похода на завод. Читала текст драматург Настя Букреева, она же монтировала «автотексты», порожденные перформерами, среди которых – хореограф Вера Приклонская, режиссер Дмитрий Мышкин, художник Дарья Спивакова. Следом была отличная производственная зарядка с инструкциями и специальной перформативной задумчивостью, которую вели хореограф Карина Щербакова, режиссер Елена Ненашева, драматург Ринат Ташимов. Напоследок все уселись на пол в коридоре гостиничного корпуса для финала «рамочного» перформанса, представлявшего из себя замедленное передвижение тел в пространстве под чтение научной работы про взаимодействие твердых частиц.
Тут что важно: сам Рыжаков декларировал одной из важных задач проекта, сделанного на границе образовательной практики и искусства создания перформанса, построение горизонтальной коммуникации между людьми разных специализаций. То есть идея вот какая – запереть всех в рамки сессии, посвященной какому-то одному медиуму – музыке или телу, чтобы в итоге каждый опробовал на себе «чужие» компетенции и уже при создании «отчетной» работы смог быть в равноправном диалоге внутри команды. Важно, что каждую сессию участники делятся на разные команды. «Само слово ”горизонтальность” условно. Это не отсутствие лидерства в группах и не размывание профессиональных границ, а коммуникация, в основе которой лежат профессиональное уважение и человеческое доверие. Это когда мой внутренний слух и внимание по отношению к происходящему становятся больше, чем я сам», – поясняет Рыжаков. Что-то похожее в итоге и вышло: драматурги осваивали движение, а танцоры, есть надежда, искусство создания и сложения текстов. Они это все пробовали, а не только слушали московских спикеров. Больше того – «спикеры» ползали по полу вместе с товарищами по лаборатории, потому что нет разницы, кто ты. Важно, что ты иррационально (как просила Гордеева) взаимодействуешь с другими.
За фасадом этих сложно устроенных и деликатных, тихих перформансов маячил ГАЗ. Лаборанты ходили по предприятию, разговаривали с заводчанами, работающими на конвейерном производстве, и по следам своих впечатлений – одним из которых была скука – порождали автотексты. Так прояснился смысл замечательного показа, в ходе которого на асфальте цветными мелками рисовалось слово «скука». Скука – продуктивное состояние для тех, кто занимается перформансом. Придя извне на завод, живущий по своим правилам и законам, участники «Линий» увидели именно ее и воплотили в своей художественной практике. Знакомый и хорошо выученный порядок действий, покой и закрытость – вот что транслировалось через перформансы, показывающие нам еще и шанс узнать друг друга чуть лучше, чем мы обычно знаем. В этом смысле проект Рыжакова стоит на границе между очень разными «мирами» и пытается протянуть через эти границы друг другу хотя бы руку.
Организаторы «Линий» пригласили на показы публику из Нижнего: отвезли их в «Малиновую слободу» и
обратно в город на автобусе. Вот эта, как говорят в партиципаторном образовательном искусстве, «вторичная аудитория», стала прекрасным и точным зеркалом процесса, который прошли участники. Одна девушка так и сказала прямо: «Мне хотелось большего проникновения, а еще – чувствуется острая нехватка такого рода постоянных вовлеченностей в нашем конкретно городе». Вовлеченность, постоянство, «наш город» – звучит как мечта о театре как способе коммуникации.
Во славу горизонтальности трудятся участники нижегородских «Линий театра»: драматурги Анастасия Букреева, Булат Минкин, Ринат Ташимов, Алена Иванюшенко, хореографы Вера Приклонская, Екатерина Чадина, Екатерина Волкова, Карина Щербакова, режиссеры Бениамин Коц, Дмитрий Мышкин, Вика Привалова, Елена Ненашева, композиторы Наталья Прокопенко, Олег Крохалев, Рубен Антонян, Мехди Хоссейни, художники Дарья Спивакова, Наташа Шендрик, Мария Челоянц, Гоша Голицын, актеры Евгений Пыхтин, Анна Сильчук, Анна Бледникова, Никита Васильев, Иван Гапонов, Алена Щеблева, Екатерина Чилингарашвили, Анна Помысухина, Константин Кибардин, Руслан Кутлыев, Игорь Ерохин и другие.