Чистое искусство: Clearsight – стекло, которого не видно

На фото - макет к спектаклю "Джой-стрит" (художник Моисей Левин) в коробе Clearsight в Музее БДТ © пресс-служба AGC Glass

Пожалуй, для всех без исключения, кто бывал в музеях, «встреча с прекрасным» омрачалась долей досады. Трудно получить полное представление о шедевре, если его «зашумляют» блики и отражения.

Свет играет с искусством плохую шутку. С одной стороны, именно благодаря рефракции, преломлению света, мы в принципе видим окружающий мир. С другой — стоит поставить между зрителем и экспонатом стекло — и восприятие искажается. Дело в том, что стандартное стекло отражает до 8% видимого света, из-за этого появляется зеркальный эффект. В некоторых ракурсах витрины становятся и вовсе «слепыми», отражая окружение. А уж о том, чтобы качественно сфотографировать экспонат, нет и речи.

Это было извечной проблемой всех выставочных пространств, с ней оставалось только смириться. Лишь недавно технологии сделали принципиальный прорыв. Например, крупнейшему в мире производителю стекла, международному концерну AGC Inc., удалось создать совершенное стекло — то, которого будто бы нет. Специальное антибликовое покрытие Clearsight снижает отражающую способность стекла до 1%, а само стекло можно сделать таким прочным, что ценные экспонаты за ним будут почти буквально как за каменной стеной.

На фото: Московский Музей архитектуры первым использовал стекло Clearsight для одной из постоянных выставок экспозиции – “Калязин. Фрески затопленного монастыря” © Марина Малярова

 

Журнал ТЕАТР. поговорил с экспертами о помехах, из-за которых мы получаем о предметах искусства довольно искаженное представление — и о том, как эта проблема решается.

 

Алексей БОГДАНОВ, заместитель генерального директора Эрмитажа:

— Есть несколько способов бороться с бликами и отражениями.

Первый — с помощью правильного расположения картин относительно окон. Потому что самый большой блик дает, как ни странно, не искусственный свет внутри помещения, а окно. Причем масляная живопись будет бликовать и без стекла: масло покрывается лаком, часть света проходит сквозь него, но часть отражается, и вы видите блик. То же самое происходит и в случае, если картина защищена стеклом. Чтобы не было бликов от окна, мы используем французские занавески, которые дают рассеянный свет. Или несколько затемняем помещение, тем более что переосвещенность вредит картинам.

Второй метод касается бликов от искусственного света. Его нужно устанавливать таким образом, чтобы отраженный свет попадал не на уровень глаз человека, а, к примеру, направлялся в пол.

Третье решение — специальное стекло. Во-первых, оно должно быть просветленным. Потому что, напомню, любое обычное стекло — зеленое: в этом легко убедиться, посмотрев в торец стекла. Прозрачным оно кажется за счет довольно маленькой толщины, но и ее достаточно, чтобы зеленый оттенок менял цвет картины. Просветленное стекло с торца будет светлым. Во-вторых, коэффициент отражения стекла должен быть очень маленьким, чтобы не было бликов. Мы в Эрмитаже применяем акриловое стекло, так называемый Оптиум. По сути это пластик с очень маленьким коэффициентом отражения. И, поскольку это пластик, он должен иметь еще и антистатическую составляющую. В-третьих, нужна износоустойчивость, чтобы стекло трудно было поцарапать. В-четвертых, оно должно защищать от ультрафиолетового излучения. В-пятых — в случае удара в худшем случае идти трещинами, но не разбиваться на осколки. А если стекло ударопрочное, то и не трескаться. В-шестых — желательно, чтобы весило не много, потому что вообще-то стекло довольно тяжелая вещь.

Хотелось бы, конечно, чтобы в Эрмитаже все картины были застеклены, но, к сожалению, это довольно дорогое удовольствие. Мы используем стекло от разных производителей: пишем нужные характеристики, а поставщик определяется в тендере.

 

Вениамин КАПЛАН, директор музея БДТ им. Г.А.Товстоногова:

— Для нашей экспозиции театральных макетов были очень важны два аспекта.

Первый — конечно, антибликовый эффект. Дело в том, что макеты — явление довольно своеобразное: их надо рассматривать очень детально. К нам приходят студенты театральных институтов, театральные художники, и важно, чтобы ничто не мешало рассмотреть «подробности», замысел автора макета. Прежние технологии, прежние стеклянные короба, конечно, такого не позволяли: ты видел и блики, и свое отображение, и отражения стоящих за тобой людей. Сквозь новые стекла Clearsight от компании AGC все детали видны абсолютно ясно, без помех. Это, конечно, новый шаг в экспозиционной деятельности.

На фото: Макет к спектаклю “Лиса и виноград” (художник Георгий Товстоногов) в коробе Clearsight в Музее БДТ. Теперь десятки макетов, выставленных в  Музее петербургского БДТ, можно разглядывать в деталях при любом освезении  © пресс-служба AGC Glass Russia

Но для нас не менее важен второй аспект: стекло Clearsight еще и легкое. В музее 14 макетов, периодически их нужно реставрировать, корректировать, устранять пыль. Всякий раз для этого нужно снимать эти стеклянные короба. Представьте себе: толщина стекла — 8 мм. Если макет большой (как, например, для спектакля «Мольер»), то, чтобы его поднять, перенести, зафиксировать, нужно было человек пять. Это был процесс не просто скрупулезный, но и многотрудный: стекло было очень тяжелое, а передвигать и поднимать короба надо было так, чтобы не задеть деталей макета. Новое стекло легкое, так что очень облегчает нам работу.

Кроме того, прежние короба были не очень подходящего размера. Трудно было сделать так, чтобы они, например, не заслоняли фотографии или эскизы на стене. Сейчас мы получили стеклянные короба, сделанные под каждый макет, с конкретными размерами.

 

Евгения СМЕЛОВА, руководитель отдела выставок Музея архитектуры:

— Архитектурную графику, живопись, как и любое другое произведение искусства, хочется рассматривать без дискомфорта от бликов. Если на выставку отобран трехмерный объект — например, макет или модель здания — важно демонстрировать его под прозрачным колпаком с возможностью детального обзора 360°.

Архитектурные произведения, как плоские, так и объемные, часто экспонируются под органическим стеклом — акрилом. Это пластик, который подходит для оформления работ и их защиты от прикосновений. Он может быть любой толщины, он легкий сам по себе и не утяжеляет вес работы в раме, в то время как настоящее стекло всегда толще, тяжелее и существенно дороже. Однако преимущество стекла в том, что оно гораздо прочнее и ему сложнее нанести любое механическое повреждение. В постоянной экспозиции Музея архитектуры «Калязин. Фрески затопленного монастыря» 9 графических листов показываются под стеклом Clearsight. Оно не создаёт визуальных искажений (не привносит оттенков зелёного или голубого), не бликует, а самое главное, позволяет увидеть уникальную графику в её подлинной красоте.

 

Любовь ПЕТРЕНКО, директор по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса по Восточной Европе AGC Glass Europe:

Антибликовое стекло Clearsight сегодня является идеальным решением для оформления выставочных пространств в музеях, галереях или театрах. Абсолютно прозрачный материал позволяет создать эффект полного его отсутствия, особенно, если грамотно организовать освещение, при этом он достаточно прочный и надежный, что позволяет защитить ценные экспонаты от повреждения.

На фото: Эффект полного отсутствия стекла Clearsight можно ощутить, разглядывая экспонаты постоянной выставки московского Музея архитектуры “Калязин. Фрески затопленного монастыря” © Марина Малярова

Встречаясь с прекрасным, зритель хочет стать еще ближе, насладиться каждой гранью и деталью – Clearsight устраняет все преграды на этом пути: точно передает цвет, фактуру, не отражает окружающие предметы, исключает блики. Никаких помех и преград, только чистое искусство! Еще несколько лет назад подобные технологии были фантастикой, теперь же ведущие художники, дизайнеры и архитекторы предпочитают именно этот эксклюзивный антибликовый продукт AGC, воплощая свои идеи в интерьерах и творческих пространствах любого масштаба.

…Современные музейные витрины прошли впечатляющую эволюцию. От обыкновенного стекла, способного защитить разве что от пыли — до прочнейшего технологического решения. Раньше витрины вызывали досаду: не столько демонстрировали, сколько частично скрывали экспонаты. Теперь эффект ровно противоположный: ощущение, что к шедевру можно прикоснуться. И эволюция стекла продолжается.

Комментарии
Предыдущая статья
Роман Феодори ставит историю Жанны д’Арк в жанре «драмоперы» 27.01.2022
Следующая статья
«Горбачёв» откроет региональную программу «Золотой Маски»-2022 27.01.2022
материалы по теме
Новости
Очки с «живыми субтитрами» помогут слабослышащим зрителям воспринимать спектакли
Уникальные очки с «живыми субтитрами» появились в Национальном театре в Лондоне. Они позволяют распознавать речь актеров в реальном времени. Технология основана на передаче сигнала по wi-fi и направлена на помощь зрителям с проблемами слуха.
Архив
Франсуа Дюпля: «Мы и Дзеффирелли снимали, и никто не умер — всем понравилось…»
Телепродюсер и режиссер Франсуа Дюпля радикально изменил систему отношений европейского театра и телевидения. О том, почему спектакли Мнушкиной и Чернякова на экране теперь смотрятся лучше, чем на сцене, что общего у Баланчина с варьете, а у современной хореографии со старым Голливудом, глава Bel Air Media — одной из самых успешных компаний, специализирующихся на съемках,…