«Четыре тирана» Райкина откроют сезон 2023—2024 в «Сатириконе»

На фото — Алёна Разживина в спектакле «Четыре тирана» © Александр Иванишин

8, 9 и 10 сентября на площадке «Дворца на Яузе» московский «Сатирикон» откроет юбилейный 85-й сезон премьерой спектакля Константина Райкина «Четыре тирана» по пьесе Карло Гольдони.

О предстоящей премьере мы уже подробно рассказывали ранее, когда начались репетиции постановки. Константин Райкин, для которого это не первый спектакль на основе текстов Гольдони, говорил, что давно мечтал поставить именно эту пьесу. «Четыре тирана» (или «Самодуры»), как рассказывает Райкин, это «борьба между обыденностью и праздником души, по-другому — борьба свободы и несвободы, закрепощённости, застарелой традиции и какого-то обновления, жизненной импровизации, непредсказуемости, азарта». Действие происходит в Венеции во время карнавала, вынесенные в заглавие «четыре тирана» — жители этого города, которые стремятся максимально ограничить и «закрепостить» своих жён и взрослых детей. Последние, в свою очередь, пытаются навсегда или на время избавиться от гнёта домашних тиранов, используя самые разные ухищрения.

Анонсируя премьеру, театр цитирует в пресс-релизе слова Константина Райкина, который продолжает ранее сформулированную мысль: «Это пьеса про борьбу между людьми, которые хотят жить настоящим и будущим, и теми, кто живёт прошлым и борется с этим будущим. Это железно написано в словах у Гольдони. Четыре тирана отстаивают угрюмые кондовые правила, хотят продлить их как можно дольше и никоим образом не пустить ничего свежего, живого, радостного. У пьесы лёгкий скользящий текст. Она добрая, весёлая, трогательная и вместе с тем очень реалистичная».

На фото — сцена из спектакля «Четыре тирана» © Александр Иванишин

С командой соавторов — художником Дмитрием Разумовым, художником по костюмам Марией Даниловой и художником по свету Нареком Туманяном — Райкин помещает героев в максимально условную «Венецию» с фурками, изображающими гондолы. Само действие разворачивается среди пюпитров и музыкальных инструментов — этот реквизит превращается в руках артистов в самые неожиданные бытовые предметы, а облик героев и способ актёрского существования соединяют тот же «быт» и психологическую достоверность с гротескной театральностью (с отсылками к традиционной эстетике комедии дель арте). Открытый приём — или, как это названо в релизе, «условный „райкинский“ ход», осваивают несколько поколений артистов: и звёзды «Сатирикона», и совсем юные актёры, этим летом окончившие Высшую школу сценических искусств.

При этом, как часто бывает в «Сатириконе», почти на все роли назначены два состава исполнителей. Исключение составляют лишь три персонажа: главную героиню, Феличе, играет Агриппина Стеклова, её мужа — Денис Суханов, а ещё одну из центральных героинь, с чьего монолога начинается действие спектакля, — Алёна Разживина. Также в спектакле заняты Антон Егоров и Алексей Коряков, Алексей Бардуков и Артём Осипов, Екатерина Воронина и Екатерина Вьюхина, Сергей Бубнов и Игорь Гудеев, Наталия Вдовина и Полина Райкина, Александр Гунькин и Георгий Лежава, Илья Гененфельд и Владимир Кравченко.

Перед закрытием сезона 2022-2023 «Сатирикон» провёл пресс-показы будущей премьеры. Ольга Фукс, побывавшая на спектакле, рассказала о нём в статье «Музыка под ногами» — этот текст уже сейчас можно прочитать в нашем разделе «Блог».

Комментарии
Предыдущая статья
В Новосибирске Ёжик и Медвежонок устроят «студенческие посиделки» на стремянках 16.08.2023
Следующая статья
В МТК в сезоне 2023—2024 появятся «Маяковский — детям» и Эдгар По для взрослых 16.08.2023
материалы по теме
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.
Новости
Ксения Шевцова в Мюнхене возвращается к Сильфиде Лакотта
22 ноября в Баварской государственной опере пройдёт премьера балета «Сильфида» в постановке Пьера Лакотта.