Театральной адаптацией известного киносюжета Эмира Кустурицы занимается режиссер Сергей Чехов. Премьера пройдет 8 марта в Калининградской драме.
Абурдистскую комедию о цыганах Эмир Кустурица снял в 1998 году и получил за нее «Серебряного льва» и «Малого золотого льва» в Венеции.
Сергей Чехов рассказал журналу ТЕАТР., чем будет отличаться спектакль от фильма: “Кустурица не театрален, это большое заблуждение. В его фильмах есть фокус: они претворяются театральными. В”Черной кошке, белом коте” очень сложный способ условного существования, который связан с участием непрофессиональных артистов и с тем, что ощущение, что артисты раскалываются в кадре, или происходит что-то незапланированное, и это остается в монтаже. Однако для того, чтобы понять, что он не театрален, достаточно посмотреть, как режиссер выстраивает композицию иракурсы. Его главное выразительным средством становится движение в кадре и это сложно перенести на театральный язык. Поэтому я не боюсь впасть в зависимость от его стиля: сам посмотрел фильм раз десять, с артистами мы проделали это два раза. Как в застольный период обычно читают пьесу, так мы разбираемся с вопросом, что случилось в фильме — не столько с точки зрения событий, сколько с точки зрения смысловых отсылок к мифологическим, сказочным сюжетам, обрядовым подробностям. Китч Кустурицы находится на разных уровнях, как на уровне быта, на уровне отношений и ситуаций, так и на уровне мифологии. Его мифология очень сложная, постмодернистская, собранная из огромного количества разных мотивов и из разных культур. Там даже ДонКихот есть! И мы не адаптируем фильм Кустурицы для театра, а находим сценическое решение, эквивалент тем темам, лейтмотивам, способам, которые есть в нем. Для меня, безусловно, интересна барочная структура, да и сам Кустурица говорит, что мы до сих пор живем в эпоху барокко. Сохраняя его барокко, на всех других уровнях мы хотим выйти в другое качество, потому что повторять фильм бессмысленно«.
Сергей Чехов окончил Новосибирский государственный театральный институт в 2014. Постановки: «Diptico. Натюрморт с женщиной» по картинам П. Пикассо и О. Дикса, «Дядя Ваня» А. Чехова, «Пустите в гости» В. Жеребцова в Городском драматическом театре п/р С. Афанасьева; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» по А. Пушкину в театре «Старый Дом»; «Тектоника чувств» Э.-Э. Шмитта, «Спасти камер-юнкера Пушкина» М. Хейфеца в театре «Красный факел»; «Blondi» Д. Богославского в Первом театре, Новосибирск; «Мой мужик на севере» по пьесе И. Васьковской «Девушки в любви», «Лондон» М. Досько в Новокузнецком драматическом театре, «Грязнуля» К. Стешика в Ростовском театре «18+»; «Мама, сними голову» Е. Бондаренко в Калининградском драматическом театре; «Столкновение с бабочкой» по Ю. Арабову на фестивале «Точка доступа» в Санкт-Петербурге, «Река Потудань» в Псковском драматическом театре. Создатель лаборатории молодой режиссуры «Герой.21». Организатор и художественный руководитель театра-лаборатории «Асфальт-театр» в Новосибирске, где поставил спектакли: «Бешеные псы» по сценарию К.Тарантино, «Путешествие Алисы в Швейцарию» Л. Бэрфуса. В рамках проекта «Репетиции» в Театре на Таганке поставил спектакль «8» по Ф. Достоевскому. Участник проекта «Красное колесо» по А. Солженицыну в Новом пространстве Театра Наций, автор эскиза «Мертвые» К. Стешика.
В постановочную группу также вошли композитор Владимир Бочаров, художник Анастасия Юдина и режиссер по пластике Олег Жуковский.
Фото из архива театра.