Человек человеку перформер

В Новом Пространстве Театра Наций прошла PER FORMA 2.0 Great speech/великая речь – лаборатория перформансов, которую придумала Вера Мартынов. Об особенностях второй «Перформы» рассказывает ее куратор, поэт Наталья Федорова.

Если в первой «Перформе» сотрудничали архитекторы и хореографы, то в этом году вместе работали перформеры и медиапоэты. Кураторами выступили хореограф Анна Абалихина, режиссер Юрий Муравицкий и медиапоэт Наталья Федорова.

Темой была выбрана «Великая речь / Great Speach», которую было предложено определить и создать.

Слово медиапоэзия в русском контексте чаще всего сочетается со словами «лаборатория» или «фестиваль». Медиапоэзией принято считать нечто на стыке современной литературы и технологий, ее задача перевести поэзию на язык современных коммуникаций. Пожалуй, впервые медиапоэзия называется так в одноименной международной антологии Эдуардо Каца. Уже через год, в 2008-м, термин подхватывает фестиваль «Вентилятор», который проходит в Петербурге в здании кинотеатра «Прибой», на тот момент уже ставшем Центром Курехина. 2015 год, год литературы, дал финансовые возможности для огромного количества выставок с медиапоэтической повесткой: Интертекст (куратор Елизавета Шагина, «Цифровой поэт» (кураторы Алексей Шульгин и Анна Толкачева), «Изображение как слово. Медиапоэзия как метод» (куратор Селена Волконская), «Транскрипция шума» (куратор Елена Демидова), так и «Дом голосов: на полях языка» (кураторы Полина Заславская, Галина Рымбу, Константин Шавловский) и др.

Результатом «Перформы» в Новом Пространстве стали три работы.
Первый перформанс – «Бродский never done» (идея и постановка: Ольга Тимошенко, Алексей Нарутто, Андрей Черкасов, перформеры Ксения Саевич, Мария Бодрова, Ульяна Таболич, Александр Шуйский, Андрей Тихонов, Зайкова Аня, Игорь Бекагаев). «В настоящей трагедии гибнет настоящий хор. Гибнет ненастоящий хор» – текст нобелевской речи Бродского действует в перформансе как будто бы всем известный и узнаваемый – такой, что в нем можно перемонтировать слова и предложения. Звучит речь, пропущенная через text to speech generator, а результат еще раз пропускается через него же – так получаются утверждения (и их противоположности) для движения вперед и назад. Каждый из перформеров получает определенную задачу и партитуру движений. Постепенно количество сигналов увеличивается, и каждый в группе должен сделать выбор в пользу одного из ведущих перформеров. С увеличением количества сигналов становится невозможным реагировать на каждый из них. Спроецированные на экран фрагменты текста как бы очерчивают сценическое пространство.

Вторая инсталляция – «Теплица» Евгении Сусловой и Виктории Брызгаловой (перформеры: Екатерина Тупова, Ксения Бушина, Федор Кокорев, Виктор Тимофеев, Лили Гешар, Анна Кручинова и Раиса Саммер.) «Теплица» – это простейшая модель мира с ограниченным ресурсом. В этой инсталляции – это свекольный сок, он подсоединен в виде капельницы к телам семи перформеров. По телам мужчин и женщин в белом белье одинаково интимно течет эта некрасивая кровь. В момент, когда она заканчивается или перестает течь, они замолкают – можно покрутить колесико, и «кровь» снова пойдет. Это «теплица» социальных отношений – на столе в центре сырая свекла, терки и марля. Сок делать сложно, его выходит мало, история прерывается на середине. Роли моментально распределяются – кто-то делает сок, другой – наливает его в капельницу, третий сидит на стуле напротив и слушает «неудобную исповедь», табуированную внутри перформера историю, о которой не приходилось раньше говорить. Истории о первой физической близости, о татуировке ради сестры, о филологах в экспедиции и о пьяных местных бьющих стекла, о мастурбации в пять лет. Если перед перформером нет слушателя, а есть свекольная кровь в капельнице, то участники коммуницируют друг с другом, отстраненными голосами произнося: один-ноль-один-один-ноль. 1010110010101 – программируется невидимый интерфейс. «Теплица» – это машина без машин, нужная для того, чтобы выявить скрытые интерфейсы, ситуации в которых человек человеку – машина.

Если второй перформанс снимал с тела табу, то последний снимает границы пространства, а затем и времени. «Рассказы Инстаграм Инстаграм» Кати Исаевой и Никиты Чумакова (перформеры Ани Акимова Геворгян, Виктория Гончарова, Гала Измайлова, Андрей Исаев, Ирина Карпушева, Елизавета Кашинцева, Адель Мохагег, Мария Орлова, Евгений Панкратов, Евгения Поплавская, Анна Пронина, Екатерина Степпе, Ольга Урышева, Надя Флёрова, Лейли Шихалиева) происходят в Instagram stories – беспроигрышная игра, в которой любой глядящий в экран телефона, выполняет инструкцию. Instagram stories хранятся лишь один день – перформанс в Инстаграме не менее уникален, чем то, что сейчас перед глазами зрителя. Фотографирующий еще больше перформер, двигающийся – совершенно точно он – граница стерта. Зрителям было предложено смотреть истории в инстаграмах performa321 и performa4321, где можно увидеть и то же самое пространство день назад, и оборванные слова из вчерашних съемок. На экране – обратный отсчет розовых цифр на зеленом фоне, в дверном проеме импровизирует на рояле Екатерина Степпе. Перформеры перемещаются по залу и читают слова из Stories. Это открытая партитура – приглашение. Тем временем, все зрители вдруг превратились в перформеров, а пространство позволило себе модус празднования: появились пицца и шампанское.

Комментарии
Предыдущая статья
Объявление о конкурсе «Новый театр» 16.03.2018
Следующая статья
Привет Сизифу! 16.03.2018
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…