Тонышев ставит в «Современнике» роман Водолазкина о невозможности забыть

Промофото спектакля «Чагин» © sovremennik.ru

7 и 8 октября на Другой сцене «Современника» пройдёт премьера спектакля Сергея Тонышева «Чагин» по одноимённому роману Евгения Водолазкина.

Выпускник ГИТИСовской мастерской Сергея Женовача Сергей Тонышев неоднократно ставил сложные и «несценичные» прозаические тексты: в частности, месяц назад в МТЮЗе прошла премьера его спектакля «Без сна» по роману тогда ещё не ставшего нобелевским лауреатом Юна Фоссе. Что касается «Чагина», то эта объёмная — почти четырёхчасовая — работа выросла из эскиза, представленного в прошлом сезоне на режиссёрской лаборатории «Современника» «Хочу как О.Н.» (Олег Николаевич Ефремов).

«Чагин» — новейший роман Евгения Водолазкина. Это рассказанная разными людьми история жизни мнемониста Исидора Чагина. Он лишён способности забывать и благодаря этому оказывается виновным в аресте «антисоветчика», хотя основным доносчиком является человек по имени Альберт. Историю о предательстве и большой любви после смерти Чагина изучает его молодой коллега, архивист Мещерский. Авторами инсценировки «Чагина» стали сам режиссёр и Ирина Малкова.

На фото — Евгений Шишкин на репетиции спектакля «Чагин» © соцсети театра «Современник» 

Любопытно, что на той же Другой сцене в 2019 году выпускник предыдущего режиссёрского курса Сергея Женовача Айдар Заббаров поставил «Соловьёва и Ларионова» по одноимённому раннему роману Водолазкина. Сюжеты двух книг отчасти схожи: в обеих молодой герой, живущий в постсоветской России, погружается в судьбу яркой личности, связанную со всем ХХ веком, и две жизни «входят в резонанс». В первом «современниковском» спектакле по Водолазкину были заняты двое участников «Чагина» — исполнитель заглавной роли Семён Шомин и Илья Лыков, который сыграет друга Чагина артиста Грига. В премьере их партнёрами станут молодые актёры и стажёры театра Евгений Шишкин (Мещерский), Анастасия Кутявина (Вера), Вероника Амирханова (Ника), Ефим Белосорочка (Николай Петрович), Иван Новиков (Николай Иванович), Максим Теняков (профессор Спицын и Альберт), Анатолий Кормановский (Вельский).

Промофото спектакля «Чагин» (на первом плане — Илья Лыков) © sovremennik.ru

В описании премьеры театр приводит слова Сергея Тонышева: «Евгений Германович <Водолазкин. — прим. редакции> взял тип „маленького человека“ из нашей литературы и поместил в сегодняшние события — не буквально, но в абсолютно понятные нам обстоятельства. Мы видим путь героя, который барахтается, как в стиральной машинке, и пытается вообще остаться человеком».

Однако этот взгляд, по словам Семёна Шомина, был лишь отправной точкой, и со временем понимание образа Чагина у создателей постановки углубилось. Подробнее об этом изменении он рассказал нашей редакции: «Серёжа говорил это перед тем, как начать репетиции, и мы все про это думали. Казалось, что Чагин — такой „маленький человек“, помещённый в нашу реальность, которая его пережёвывает… Но в итоге получилось, что никакой он не маленький. Для меня — вообще святой: это такая чистота и мудрость, что всё рядом с ним кажется мелким, хотя он сам по себе и может показаться „маленьким человеком“. Невероятная смелость — быть таким, так жить. Это же вообще житие — житие настоящего большого человека. И я от него, честно говоря, просто фанатею. У меня сейчас даже есть такой момент — „найди в себе Чагина“. Где твой внутренний Чагин?.. Как будто начинаешь мерить свою жизнь по нему.

Для меня здесь есть вопрос про то, что главное в конце пути. Ведь Чагин мог совсем другую жизнь прожить. Как Альберт, который тут обманул, тут кинул, там изменил, „хочешь жить — умей вертеться“: наверное, таким и надо быть — работает Альберт на людей из „организации“, ну и что, полстраны тогда так работало… Но Чагин не может так и выбирает свою жизнь: с чувством вины, которое до конца не способен скинуть. Оступился один раз — и не может себе этого простить, мучится. Проходит долгий путь покаяния. Живёт в соответствии с тем, что у него внутри честно и больно. И всё-таки клочок счастья ему удаётся зацепить перед концом. А всё вместе — про выбор человека. Про невозможность забыть, конечно. Про чувство вины, которое разрушает тебя, про боль, про любовь, про разрыв между тем, как сложилось и как мечталось…

На промофото спектакля «Чагин» — Семён Шомин © sovremennik.ru

И у меня это первая такая роль, чтобы проходить дистанцию длиной в жизнь человека, интереснейшая задача „протащить“ её с молодости до смерти. Причём там постоянно какие-то разные Чагины, начиная с разваливающегося старичка, каким его представляет Мещерский. А к концу спектакля, когда Женя <Шишкин, исполнитель роли Мещерского. — прим. редакции> говорит, как его там избили, я уже сам стою в слезах: мне его так жалко, этого Чагина! Я его люблю и безумно в него верю, он для меня ответ сегодня на многие вопросы. И мне кажется, что каждый, кто придёт на спектакль, тоже сможет увидеть свой ответ в Исидоре Чагине — не в том, как я его играю, а в самом герое, очень круто написанном Водолазкиным».

Вместе с Сергеем Тонышевым над премьерой работают сценограф Филипп Шейн, художник по костюмам Владимир Кравченко, художник по свету Иван Васецкий и художник-технолог Артём Гайнанов.

Комментарии
Предыдущая статья
Юн Фоссе получил Нобелевскую премию — 2023 по литературе 05.10.2023
Следующая статья
«Любимовка-2023» опубликовала список пьес fringe-программы 05.10.2023
материалы по теме
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.
Новости
Ксения Шевцова в Мюнхене возвращается к Сильфиде Лакотта
22 ноября в Баварской государственной опере пройдёт премьера балета «Сильфида» в постановке Пьера Лакотта.