13 апреля в московском Центре документального кино пройдёт третий показ ранних работ «Мастерской Петра Фоменко». Спектакль Сергея Женовача «Владимир III степени» представят артисты «Мастерской» Мадлен Джабраилова и Рустэм Юскаев.
Совместный проект ЦДК и «Мастерской Фоменко» должен был пройти ещё весной 2020 года. В рамках цикла планировалась целая серия показов архивных спектаклей на большом экране, каждый из которых завершался бы встречей с создателями постановки. До карантина успели провести лишь первый кинотеатральный вечер («Двенадцатая ночь» Евгения Каменьковича), а уже в начале нового сезона в ЦДК показали «Приключение» Ивана Поповски.
«Двенадцатая ночь», «Приключение» и«Владимир III степени» изначально были студенческими спектаклями «фоменок». Последний создавался на третьем курсе ГИТИСа в «семестр Гоголя» — на режиссёрском факультете по сей день существует система «авторских семестров», полностью посвящённых тому или иному драматургу. Ученики Петра Фоменко решили поработать с нетривиальным материалом и выбрали так называемые «драматические отрывки и сцены» Гоголя: «Лакейская», «Утро делового человека», «Сцены из светской жизни», «Тяжба». Часть отрывков была показана на экзаменах по режиссуре и актёрскому мастерству, а всё вместе, по настоянию мастера, режиссёр-педагог Сергей Женовач превратил в единый спектакль.
Дина Годер вспоминала в десятом номере журнала ТЕАТР.: «Удивительная вещь, актёры в этом спектакле существовали очень точно, подробно по деталям, взаимоотношениям, и в то же время на сцене был абсурд с высокой степенью условности. Невероятно смешно и в то же время совершенно серьёзно. В том, как Юра Степанов (Собачкин) размышлял о том, отпустить ли ему бакенбарды, „чтобы решительно вокруг было бахромкой, или выбрить всё гольём, а под губой завести что-нибудь“, был без преувеличения гамлетовский масштаб. Во „Владимире“ были лукавство, легкость, баловство, и в то же время в спектакле, сложенном из гоголевских незаконченных отрывков, виделась настоящая исследовательская работа. Будто Женовач сделал открытие в гоголеведении — сумел сложить пазл, разгадать авторский замысел и восстановить цельный текст Гоголя».
«Владимир III степени» стал одним из первых репертуарных спектаклей «Мастерской Петра Фоменко» и был одним из хитов, хотя со временем всё чаще появлялся в гастрольной афише и всё реже — в московской. Зрители, которые придут в ЦДК, увидят запись 2003 года — тогда спектакль, закрытый за четыре года до этого, восстановили для фестиваля, посвящённого 10-летию «Мастерской Фоменко», и трижды сыграли.