Театр им. Евг. Вахтангова назвал даты премьеры нового спектакля Юрия Бутусова. Увидеть «Короля Лира» на основной сцене театра можно будет 27 и 28 февраля.
Шекспира можно назвать одним из главных «бутусовских» авторов. К сочинениям Великого Барда режиссёр многократно обращался на протяжении всей своей творческой биографии — и в петербургском Театре им. Ленсовета, и в МХТ им. А.П. Чехова, и в «Сатириконе». Любопытно, что «вахтанговцы» впервые встретились с Юрием Бутусовым (впоследствии, в 2018 году, ставшим главным режиссёром театра) также в работе над «шекспировским» спектаклем: первая постановка Бутусова на сцене Вахтанговского театра — «Мера за меру» (2010).
Театр приводит в анонсе «Короля Лира» слова Юрия Бутусова: «Я думаю, сейчас время Шекспира, время потерь, потрясений, колоссальных изменений в технике, рождения новых „звуков“, „смыслов“, новая „Буря“…». Закавыченная «Буря» — отсылка к названию последней пьесы Шекспира: вероятно, «Лиром» как таковым в спектакле дело не ограничится. Однако примечательно, что именно «Бурю» Бутусов должен был выпустить в текущем сезоне в РАМТе (напомним, в итоге режиссёр поставил здесь «Сына» по пьесе Флориана Зеллера).
Что касается «Короля Лира», то любопытна невольная, возможно, параллель сюжета пьесы с сегодняшней театральной ситуацией в понимании Бутусова. В разговоре с Романом Должанским в рамках фестиваля «Территория» (формально приуроченном к премьере «Сына») он говорил: «Мучения, которые я испытываю сейчас от разрушения (другого слова не найдёшь) целостной картины, которая существует в театре-доме, где есть, грубо говоря, отец, — вот это ощущение потери отца (или матери) в каком-то большом смысле, мне кажется, сейчас важная тема. И страшная болезнь, которая сейчас во всём мире нас косит, — мне кажется, тут есть какие-то параллели, я так чувствую. Театр-дом — это такая вещь, по которой я очень скучаю и не знаю, чем её заменить. Я думаю, что этот вопрос сейчас стоит перед всеми театрами. Высветились какие-то очень серьёзные проблемы, как мне кажется. В этом смысле время, может быть, драматичное — но оно очень важное».
Это второе обращение Бутусова к пьесе «Король Лир» — легендарная постановка в «Сатириконе» с Константином Райкиным в заглавной роли вышла в 2006 году (и была снята с репертуара совсем недавно — в 2019-м). Если судить по опыту двух бутусовских «Гамлетов» — в МХТ (2005) и в Театре им. Ленсовета (2017), — в этом случае не только не приходится ждать самоповторения, но, скорее, сложно будет найти между двумя спектаклями нечто общее.
На сегодняшний день заявлены имена 13 артистов, участвующих в репетициях «Короля Лира». Большинство из них уже играли в спектаклях Бутусова на сцене Вахтанговского театра (как правило, даже не в одном) — напомним, после «Меры за меру» Бутусов поставил здесь булгаковский «Бег» (2015) и спектакль «Пер Гюнт» по пьесе Ибсена (2019). «Бутусовскую команду» новой постановки составили Артур Иванов, Виктор Добронравов, Сергей Волков, Василий Симонов, Валерий Ушаков, Юрий Цокуров, Яна Соболевская и Евгения Крегжде. К ним присоединились Ольга Тумайкина, Владимир Логвинов, Юрий Поляк, Ян Гахарманов и Денис Бондаренко, ранее не работавшие с Бутусовым. В постановочной группе — художник Максим Обрезков и хореограф Николай Реутов.
Театр подчёркивает важность факта, что именно «Король Лир» станет первой премьерой на основной сцене в год 100-летия Вахтанговского театра.