Завтра, 26 сентября, в петербургском Большом театре кукол стартует масштабный проект «Фундамент». За 6 фестивальных вечеров зрители смогут увидеть 18 эскизных работ молодых режиссёров, составляющих единый спектакль «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему», охватывающий все песни «Ада».
«Фундамент» — проект Центра развития режиссуры БТК, и шестидневный марафон по «Аду» Данте — итог первого года его работы. Кураторами фестиваля стали режиссёры-кукольники, педагоги Руслан Кудашов и Яна Тумина. Зрители смогут увидеть все 18 мини-спектаклей по Данте (по 3 каждый вечер) или выбрать наиболее заинтересовавшие и посетить отдельные показы. Организаторы подчёркивают, что молодые режиссёры — участники проекта исследовали не только язык фигуративного театра, но и мир Данте, обращаясь к работам выдающихся литературоведов и историков-медиевистов. Предусмотрена образовательная программа и для зрителей.
Что касается выбора материала, то о нём сокуратор проекта, главный режиссёр БТК Руслан Кудашов говорит так: «Почему Данте? Скорее всего, это как-то „кармически“ обосновано… Нечто такое, что висит над театром уже лет пятнадцать и ждёт своего осуществления, более рациональных объяснений у меня нет. Думаю, даже в самых невыносимых обстоятельствах мы должны хотя бы пытаться восстанавливать постоянно рвущуюся цепь времён — поэтому поэма была дана именно молодым режиссёрам. Почему многим, а не кому-то одному? Получается, это что-то вроде „концепции избегания концепции“: то есть имея множество воззрений на фундаментальный текст, мы избегаем однозначности решений, демонстрируя разность взглядов, которые, тем не менее, создают единое полотно».
Каждая из 18 работ, основанная на одной, двух или трёх песнях «Ада», имеет собственное название, а многие — и жанровое определение. Все вместе за шесть вечеров спектакли последовательно представят зрителям все 34 песни.
Первый вечер начнётся с работы Анатолия Гущина «Вдох» — это «видЕние» исследует состояние Данте в начале пути и «ощущение замкнутого круга». Затем Дарья Левингер пригласит зрителей в «интертекстуальный квест» «Изгнание из ада», путешествие по лимбу — преддверию или «предбаннику» ада «с веничком и Веничкой Ерофеевым», по определению режиссёра. Завершит вечер история Паоло и Франчески с участием лектора, вдохновлённого текстами Франко Нембрини, и голосом Николая Мартона — спектакль Ксении Павловой «Никто из нас не дочитал листа».
Второй вечер начнётся с «концерта», основанного на истории чревоугодника Чакко, — спектакля Романа Фурштатского «Чакко и я». Затем зрители увидят «трагикомическое сальто-мортале» — исследование выбора и внутреннего мира человека, оставшегося наедине с собой Данте в эскизе Лидии Клириковой «И да, и нет». А завершит вечер «спектакль-подкаст» Алексея Егорова «Ересь» — по определению режиссёра, «лаборатория наблюдения за еретиком, размышляющим о своём грехе».
Третий вечер откроется «почти-перформансом» Марины Хомутовой «О бедный дух» — моноспектаклем Любови Яковлевой, размышлением о насилии и тирании, где художник в широком смысле помещён в красную комнату фотолаборатории, как в красную реку крови. Продолжит вечер другой моноспектакль — Алёна Волкова в эскизе «Огненный дождь (Maestro)» исследует «желание через чужую жизнь вновь прожить свою, потому что настоящее — бесконечно ужасно» (в роли Maestro — Алексей Артёмов). А завершится вечер работой Владислава Тутака «Мухи», решённой в эстетике знаменитых гравюр-иллюстраций Доре с помощью гапитов, помещённых в пространство декорации-балаганчика.
Четвёртый вечер откроет «спектакль-променад» «Юбилей» — ещё одна работа Романа Фурштатского, основанная на образе встречных потоков грешников из восьмого круга Ада. Продолжится вечер «размышлением на тему» — спектаклем Марины Хомутовой «Я силился увидеть, что внутри» о магическом мышлении, грешниках-прорицателях и популярных гаданиях. Завершит вечер «суд-абсурд» — работа Алёны Волковой «Смоль», исследование актуальной «темы обвинения, власти, суда в обстоятельствах, когда суть этих понятий переворачивается вверх тормашками и используется в личных целях», по выражению режиссёра.
Пятый вечер начнёт «прочерк» с использованием бытовых объектов, как обозначил Арсений Бехтерев жанр своего спектакля «Пепел», где современная девушка, бежавшая из своей страны, находит отражение собственной боли в истории Данте, которому грешники-воры пророчат горькие времена его родины. Затем Алексей Егоров отправит зрителей в «спектакль-путешествие» «От лукавого» — историю Одиссея в исполнении Ивана Солнцева он сравнивает с движением героя поэмы «Москва — Петушки». Завершит вечер ещё один спектакль Ксении Павловой — «Злые Щели». Для этой работы о том, «что движет человеком, когда он разрушает что-то целое, когда подменяет одно другим, настраивает сына против отца, один народ против другого», также специально записал текст Николай Мартон.
Заключительный, шестой вечер начнётся с «постмодернистского ребрендинга» Дарьи Левингер — в спектакле «Гигантомахия» режиссёр, «меняя оптику, демонстрирует взгляд Данте снизу вверх, как у ребёнка — на мать, как у человека — на небеса». Продолжится вечер «Кругом девятым» Олега Пинжова, моноспектаклем Александра Игнатьева о самом страшном грехе — предательстве. А завершится — ещё одним «видЕнием» в постановке Анатолия Гущина, на этот раз «Выдохом»: историей о том, «кто и как помог Данте пройти по грани, совершая переход» из Ада в Чистилище, и о том, «что не находит выражения в слове, но способно быть высказано на языке театра».