1 и 2 апреля в Пермском театре оперы и балета пройдёт премьера «Летучего голландца» Вагнера в постановке Константина Богомолова. Дирижёр-постановщик — Филипп Чижевский.
Выход спектакля в Пермской опере приурочен к 180-летию со дня мировой премьеры «Летучего голландца». Напомним, именно эта опера Вагнера, написанная им за весьма короткий срок, дала основания говорить о композиторе как о реформаторе оперного жанра как такового. Дирижёр и музыкальный руководитель премьеры Филипп Чижевский говорит: «„Летучий голландец“ считается первой из зрелых опер Вагнера, но, слушая её, ты понимаешь, что она написана ещё очень молодым человеком. Для постановки в Пермской опере мы остановились на оригинальной, первой редакции „Летучего голландца“, которая подчёркивает художественную бескомпромиссность этого произведения». Исполнителями станут молодые артисты, что также принципиально для создателей спектакля.
В Пермском театре оперы и балета «Летучий голландец» звучал лишь дважды — в 1994 году он был поставлен Георгием Исаакяном (сценографом постановки был Дмитрий Черняков), а в 2013-м дирижёр Томас Зандерлинг провёл концертное исполнение оперы.
Над премьерой работает та же команда соавторов — Богомолов, Чижевский и художница Лариса Ломакина, — которая в 2021 году выпустила в Пермской опере «Кармен» Бизе. Спектакль получил шесть номинаций на «Золотую Маску — 2022», Филипп Чижевский стал лауреатом (за лучшую работу дирижёра в опере). Примечательно, что «Летучий голландец» станет необычным для России опытом копродукции двух крупных музыкальных театров — Пермская опера выпускает спектакль совместно с «Новой Оперой». Для последней московская премьера станет спектаклем открытия сезона 2023-2024.
Константин Богомолов рассказывает: «Когда в 2021 году, вскоре после премьеры „Кармен“, мы обсуждали с театром продолжение сотрудничества, среди других названий я предложил „Летучего голландца“. С одной стороны, очень хотелось поработать с музыкой Вагнера, а „Голландец“ — самое адекватное, самое правильное для Пермской оперы название, идеально вписывающееся в объём сцены и зала. Одновременно после „Кармен“ было интересно сделать шаг в сторону русского репертуара — а Вагнер, как ни парадоксально, для меня самый русский из западных композиторов. Причем куда более русский, чем, например, тот же Чайковский с его европеизированностью, западничеством. В „Голландце“ впервые звучит та народная, национальная тема, из которой потом выйдет „Кольцо нибелунга“ — её-то и хотелось препарировать глубинным русским пространством. Конечно, сам бог велел заниматься этим в центре страны, на пересечении Востока и Запада — в смысловой точке координат, которая была так важна для Вагнера».
Над спектаклем также работают художник по свету Иван Виноградов, художник по видео Алан Мандельштам, моушн-дизайнер Михаил Мясников и другие.
К премьере спектакля Пермская опера подготовила очередной цикл публичной программы «Лаборатория современного зрителя». 23 марта резиденты Урал Оперы Богдан Королёк и Александр Рябин проведут «академический стендап» в баре «Совесть» — DJ-лекцию «Кабинет музыки: Вагнер». 26 марта в культурном пространстве «Часовой завод» программный директор Пермского театра оперы и балета Дмитрий Ренанский расскажет о ключевых постановках опер Вагнера: от «Зигфрида» Йосси Вилера и Серджо Морабито и «Гибели богов» Петера Конвичного до «Парсифаля» Дмитрия Чернякова и «Лоэнгрина» Ханса Нойенфельса. 27 марта в Частной филармонии «Триумф» пройдёт лекция дирижёра Пермской оперы Ивана Худякова-Верепина о «Летучем голландце» в контексте немецкой романтической оперы. А 2 апреля там же пройдёт паблик-ток с директором «Новой Оперы» Антоном Гетьманом. Встреча под названием «Поверх барьеров. Театральная копродукция как художественная политика» будет посвящена опыту «совместных постановок на зарубежной и отечественной сцене» вообще и пермско-московского «Летучего голландца» в частности.