С 13 по 22 сентября в Белграде пройдет 52-й Международный фестиваль BITEF – один из старейших авангардных театральных форумов в Европе. В афише этого года – театры из Словении, Германии, Сербии, Франции, Эстонии, Хорватии, Израиля, Швейцарии и Бельгии.
Откроется BITEF-2018 13 сентября спектаклем ‘Odilo. Obscuration. Oratorio’ Драгана Живадинова. В своей постановке режиссер заявляет, что перед миром стоит только одна актуальная проблема – рост нацизма (этот термин он применяет к современному правому популизму и экстремизму, ксенофобии, нелиберальным демократиям и другим очевидным явлениям).
После большого успеха на BITEF два года назад, где он получил специальный приз жюри и приз зрительских симпатий, французский режиссер Жорис Лакост снова приезжает в Белград. В этот раз – со своим музыкальным проектом ‘Suite №3 Europe’. Это рациональный и утонченный диагноз, также фокусирующий свое внимание на тех опасностях, которые угрожают современной Европе: правый популизм, ксенофобия, нетерпимость к евреям и беженцам из мусульманских стран, авторитарные режимы, капитализм в его самой сырой форме.
Мюзикл «Болливуд» (Bollywood), поставленный Майей Пелевич в Национальном театре Сербии в Белграде, вошел в программу BITEF, как пояснили организаторы, благодаря его инновационности и тому, что он представляет собой «политический театр» – непохожий на то, что привычно для современной Сербии. Внешне легкая, беззаботная и комично грубая форма «мусорного мюзикла» изобретательно играет с иконографией китча, выставляет сюрреалистические и, тем не менее, очень реалистичные образы сербской реальности в переходный период, полной этнической напряженности, вызванной присутствием беженцев.
В программу также вошли сразу два постановки театров из Берлина – Maxim Gorki Theatre и HAU Hebbel am Ufer. Театр, носящий имя пролетарского писателя Максима Горького, представит спектакль Оливера Фрлича ‘Gorki – Alternative for Germany?’, где этот театр размышляет о самом себе. Режиссер задает вопрос: может ли прогрессивный театр, если он соглашается с определенной геттоизацией и игрой внутри системы, по-настоящему сопротивляться системе – или это просто алиби для совести артистов? И в то же время в названии спектакля обыгрывается наименование немецкой партии Alternative für Deutschland – впервые со времен окончания Второй мировой войны ультраправая партия прошла в Бундестаг. И предлагает теперь Германии свою «альтернативу» развития.
Театр HAU выпустил спектакль «Вечная Россия» (Eternal Russia) к 100-летию Октябрьской революции в России. Это режиссерский дебют известного театрального критика Марины Давыдовой, которая проводит зрителей по нескольким залам через лабиринты постоянного противостояния между победой свободы в России и возвращением к угнетению, между революцией и реставрацией, между социальным прогрессом и социальной регрессией.
Свою трактовку по мотивам «Шести персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло представит Kerempuh Satirical Theatre из хорватского Загреба – еще одна работа Оливера Фрлича на BITEF, в которой он беспощадно атакует хорватское правое крыло. А именитый таллиннский театр NO99 покажет спектакль ‘NO43: Filth’ в постановке Эне-Лиис Семпер и Тийта Оясуу. Это форма физического театра, а не современный танец с подчеркнутым визуальным аспектом, в которой актеры, буквально валяясь в грязи, создают «глобальную метафору» распада современного мира.
Молодой мультимедийный художник и музыкант Надав Барнеа из Тель-Авива привезет в Белград свой авторский проект PA’AM, состоящий из абстрактных и документальных видеоработ.
Закроют основную программу BITEF-2018 спектакли Алена Плателя и Rimini Protokoll. Работа Штефана Кэги и Доминика Убера ‘Nachlass, pièce sans personnes’ из группы Rimini Protokoll отчасти перекликается с инсталляцией ‘Eternal Russia’, но в то же время абсолютно уникальна. Эта не «исторический лабиринт», а «музей воспоминаний» конкретных людей, где каждая комната представляет собой подробную реалистичную иллюстрацию их воображаемого / желаемого ухода.
Один из ведущих мировых хореографов Ален Платель привезет уже нашумевший перформанс «Реквием по Л.», основанный на музыке балета Фабрицио Кассола, который изобретательно сочетает «Реквием» Моцарта, африканскую музыку и некоторые другие музыкальные традиции. В контексте 52-го BITEF он становится «черным реквиемом» для «белого мира».
Подробности об участниках программы – на сайте фестиваля.
Фото – Dorothea Tuch.