57-й фестиваль Bitef пройдёт в Белграде с 3 по 10 октября под лозунгом: «Сила, не соглашайся принадлежать кому-либо». В основной программе форума — девять спектаклей из Германии, Литвы, Венгрии, Швеции, Греции, Буркина-Фасо, Бельгии и Сербии.
В этом году художественным руководителем Bitef стал Никита Миливоевич. Он пришёл на смену Ивану Меденице, возглавлявшему фестиваль на протяжении семи лет, до февраля 2023 года. На пресс-конференции, посвящённой объявлению программы форума, Миливоевич подчеркнул важность преемственности, именно поэтому основные фестивальные показы будет предварять спектакль, выбранный Иваном Меденицей и связывающий Bitef этого года с предыдущим. Это «Божественная комедия», поставленная Франком Касторфом в Белградском драматическом театре. Спектакль будет показан 3 октября.
Основная конкурсная программа фестиваля откроется 4 октября спектаклем «Дети солнца», поставленным Матеей Колежник в Бохумском драматическом театре (Schauspielhaus Bochum). Словенский режиссёр переносит действие пьесы Горького в 60-ые годы XX века, создавая точные портреты персонажей и гипперреалистичные сцены. Однако это «не театральный экспонат ушедшей эпохи», «Колежник приближает героев Горького к нам, современным людям, живущим в мире, определяемом кризисами снова и снова», — говорится в описании спектакля.
Одна из важных задач фестиваля — популяризация молодых авторов. Среди них — греческий актёр и режиссёр албанского происхождения Марио Бануши, который поставил в Национальном театре Греции спектакль «Прощай, Линдита» по собственной пьесе. Вдохновлённый историей Балкан, их погребальными обычаями и традициями, он создал работу, посвященную утрате. Это современная сказка-притча о жизни после смерти близкого человека.
Помимо «Божественной комедии» Касторфа в программу Bitef этого года вошли ещё два сербских спектакля. Atelje 212 представит постановку Сельмы Спахич All Adventurous Women Do по пьесе Тани Шливар, затрагивающей проблему разобщённости поколений и последствий безответственности взрослых. В основе этого спектакля — реальная история семи тринадцатилетних девочек, которые забеременели во время школьной поездки. Третья сербская постановка — Desire to Make A Solid History Will End Up In Failure — проект Игоря Коруги, где он в сотрудничестве с Милицей Ивич и шестью хореографами, основоположниками современного танца в Сербии, исследует историю развития этого искусства и его положение в стране сегодня.
Одна из наиболее заметных постановок в программе фестиваля — перформанс SUN & SEA литовской компании Neon Realism, получивший «Золотого льва» Венецианской биеннале — 2019. 24 перформера, лёжа на песке, поют а капелла песни о проблемах общества потребления и экологии, а зрители наблюдают за происходящим сверху. Напомним, в России это постановка была показана в 2021 году на фестивале «Новый Европейский Театр» (NET) в Москве.
Ещё один музыкальный спектакль в программе 57-го Bitef — Singing Youth компании из Будапешта Trafó House of Contemporary Arts. Это исполняемая а капелла оперетта, либретто которой составлено из заявлений политиков в публичном пространстве и средствах массовой информации. Главная идея спектакля состоит в том, что искусство и музыка в частности играют ключевую роль в политике и общественной жизни.
Важная для команды фестиваля работа — спектакль #Jeanne, который поставила по тексту Иваны Сайко бывший куратор Bitef Аня Суша. Копродукция двух шведских театров: Riksteatern (The Swedish National Touring Theatre) и Dramaten (The Royal Dramatic Theatre) — это история о современной Жанне д’Арк, которая так же пытается объединить и повести за собой слабых в их борьбе против социального неравенства, экологической катастрофы и несправедливости.
Завершит основную программу Bitef спектакль Wakatt Сержа Эме Кулибали, хореографа родом из Буркина-Фасо, который выступает против страха перед незнакомым и агрессии по отношению ко всему, что непривычно и непонятно. Своим высказыванием постановщик хочет подтолкнуть зрителей к размышлениям о более справедливом будущем.