«Берлинер ансамбль» откроет доступ к видеозаписи спектакля «Карьера Артуро Уи» Хайнера Мюллера, в котором главную роль исполнил Мартин Вуттке. Показ приурочен к 25-летию этой сценической версии пьесы Бертольта Брехта.
C 29 мая по 4 июня видеозапись будет доступна на сайте театра.
Спектакль по антифашистской пьесе Брехта был поставлен Мюллером в 1995 году. Он стал последним в жизни знаменитого драматурга-постмодерниста, возглавлявшего «Берлинер ансамбль» в течение предшествующих трех лет. Видеозапись была сделана на берлинском фестивале Theatertreffen в 1996-м.
Историческим прототипом Артуро Уи был Гитлер, сатирически размышлять о котором Брехт начал в 1941 году, когда завершил пьесу и думал над ее первой постановкой. По убеждению автора, она должна быть «в высоком стиле; лучше всего — с отчетливыми реминисценциями из елизаветинского театра, то есть с занавесками и помостами… Необходимо пластическое представление в стремительном темпе с легко обозримыми мизансценами во вкусе ярмарочных представлений… Следует использовать маски, интонации, жесты, напоминающие о прототипах, но чистой пародии следует избегать, и комическое начало непременно должно звучать до известной степени жутко».
Напомним, что «Карьера Артуро Уи» в режиссуре Мюллера дважды была на гастролях в России: в 1996 году и в 2007 году в специальной программе «Легендарные спектакли XX века» фестиваля «Золотая маска».
После второго российского показа Марина Давыдова писала об исполнении Мартина Вуттке: «Его Артуро Уи это какой-то сгусток животной энергии. Полиграф Полиграфыч, превращенный толпой из собаки (в самом начале спектакля он бегает на карачках и тяжело дышит, вывалив кроваво-красный язык) в фюрера, застывающего на авансцене в виде живой свастики. Предшествующая традиция всегда видела в тиранах значимую личность. Их образ, сколь бы он ни был отвратителен, всегда был немного романтизирован. ХХ век, начиная с „Короля Убю“ Альфреда Жарри, подарил нам совсем иное зло, деромантизированное, спущенное с котурнов. И игра Вуттке венец этой деромантизации».