Дневник фестиваля: берлинский Theatertreffen глазами продюсера

©Сандра Тогда / "Отель Стриндберг" /Theater Basel

В роли корреспондента журнала ТЕАТР. дебютирует продюсер казахстанского театра ARTиШОК. Только в нашем блоге

3 мая 2019 г.

Сегодня я выехала из своего дома в Алматы на рассвете, чтобы успеть вечером на спектакль. У меня в кармане билет на «Hotel Strindberg» Саймона Стоуна. Еще вчера моя лента была заполнена фотографиями и восторженными отзывами московских коллег с показа «Трех сестер». Сегодня у меня есть возможность увидеть, что делает это режиссер, лично.
Прыгаю в самолет, 6 часов до Риги, еще два до Берлина, закинуть чемодан в отель – и вот я на пороге Berliner Festspiel. В столице Германии стартовал крупнейший фестиваль немецкоязычного театра Theatertreffen. Я и еще 35 человек здесь – стипендиаты Международного Форума, который проходит в рамках фестиваля. Смотреть Стоуна сегодня летели со всех концов света. На берлинской премьере Theater Basel аншлаг, и тут и там стоят люди с табличками «куплю билет на Отель» (у нас в этом случае вокруг роем бы вились перекупщики). Но билетов нет. В фойе вместе с программкой администраторы Theater Basel мне дают фирменный коробок спичек и простой карандаш – обожаю немецкий театр: Записывать мысли, курить и думать – вот тот настрой, с которым ты уже заходишь в зал.
Отель – трехэтажный глухой аквариум, за рамки которого артисты выйдут только на поклоне. Бесшумно снуют по лестнице консьержи, что-то обсуждают в своих стеклянных боксах герои, пока через секунду кто-то великий за техническим пультом не выведет звук и ты, исследуя номер за номером, погружаешься в жизни, проблемы, истории людей, которые так похожи на твои собственные. О чем говорят мои родители, когда находятся у себя комнате? О своей нерадивой дочери, которая живет не так, как принято. Пожалуйста, вам в дабл сьют! Как вы выясняете отношения с мужем, когда мир летит к чертям? Вот вам ключи от стандарта.
За четыре часа спектакля и два антракта вместе с героями ты все ниже и ниже идешь по этажам гостиницы до самого лобби. Огромная, на все зеркало сцены, декорация плавно «спускается» и ты попадаешь в это знакомое пространство, где тебе выдают ключи, а что будет у тебя за дверью – уже никого не касается.
И над всем этим есть, конечно-же, музыканты, которые «живут» в одном из номеров. Фортепиано, электрогитара и барабанная установка – такого тонкого, щемящего, расплывающегося в воздухе, звукового сопровождения спектакля я не встречала никогда. В какой-то момент, когда уже не было сил скакать глазами от титров к сцене, следить за текстом и одновременно за несколькими комнатами сразу, я отпустила ситуацию. И рраз – ты уже легко понимаешь немецкий, потому что есть этот божественный звуковой проводник.
В Алматы я очень скучала по крутому психологическому театру, по актерским работам, которые своей тихой силой скручивают у зрителя спинной мозг. Уже за полночь, вернувшись в свою гостиницу, я шла по коридорам и внимательно смотрела на двери, за которыми, мне кажется, я знаю, что сейчас происходит.

4 мая 2019

Вечером после лекций на Форуме возвращаемся в Berliner Festspiel. Сегодняшний день открывает программу Stückermarkt. В рамках фестиваля это традиционный конкурс для драматургов, на который подают заявки со всего мира. Работы победителей представлены в виде читок и сегодня это «Vantablack» американского автора Назарет Хассан.
Внутри маленького пятачка из искусственной зеленой травы расположился идеальный американский мир. Темнокожая красивая семья, шезлонги, напитки и свежие листья салата в большой чашке. Венчает всю эту красоту барбекю, и в метре от меня глава семейства жарит мясо и сосиски. В прошлом году в Алматы шел спектакль, в течение которого главные герои готовились к новому году и с таким аппетитом ели оливье и манты, что некоторые зрители, особенно голодные после работы, сочли это за настоящее издевательство. Тогда я смеялась, сегодня сама оказалась на их месте. Когда перед тобой кетчуп, майонез, свежий хлеб и ароматные шпикачки, нелегко настроиться на что-то серьезное. Но переключение происходит моментально, как только главные герои сталкиваются на зеленой лужайке со своей идентичностью.
Vantablack (Википедия) – субстанция из вертикальных массивов углеродных нанотрубок. Является самым черным из всех известных человеку веществ, поглощая 99,965% падающего на него излучения: видимого света, микроволн и даже радиоволн. Благодаря почти полному отсутствию отраженного света, человек воспринимает его не как черный предмет, а как некую черную дыру.
Об этой буквальной черной дыре – в своей душе, в своей идентичности рассказывает каждый герой. И пока один из них делится со зрителями самым болезненным своим ощущением от цвета кожи, другие, смеясь и улыбаясь, продолжают мешать салат и открывать новую пачку сосисок. Именно так искусно в жизни мы прячем свою боль за быт и разговоры.
When did you know you were black? Когда вы узнали, что вы черный? Кто-то в три, кто-то в шесть. Я никогда не задавала себе этот вопрос, как это происходил с людьми, сам момент идентификации? «Vantablack» – отличная возможность представить себя на месте другого, «ошпариться» и получить этот опыт.

5 мая 2019 года

В театре Volksbüehne я готовлюсь смотреть спектакль «Infinite Jest», основанный на одном из самых обсуждаемых произведений современной американской литературы. Огромный опус-магнум «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса на русском языке был опубликован совсем недавно, но уже успел приобрести статус «маст рид» (в интернете можно найти десятки отзывов о том, как читатели одолевают этот, почти двухкилограммовый роман, и какие трансформации случаются с ними по ходу). Режиссер Торстен Ленсинг втиснул роман в четыре часа сценического времени. Практически пустая сцена на протяжении всего спектакля – это вызов, в первую очередь – для исполнителей. Перенести многонаселенную, сложносочиненную вселенную автора в театр только с помощью актерской игры, никак не поддерживая светом и звуком, никак специально не веселя зрителя аттракционами и спецэффектами! Три таких разных в своих безумствах, идеях и мечтах родных брата словно берут меня за руку, чтобы пробраться по всем иррациональным лабиринтам Дэвида Фостера Уоллеса. И я следую за ними. До встречи!

Комментарии
Предыдущая статья
В Москве на киноэкране покажут “Дорогу на Чаттанугу” Анатолия Васильева 07.05.2019
Следующая статья
“Золотая маска” покажет в Москве музейно-театральные спектакли 07.05.2019
материалы по теме
Блог
Зальцбург как город Фауста
Зальцбург вспоминает историю изгнания Макса Рейнхардта, одного из главных инициаторов Зальцбургского фестиваля. Об этом и о том, что в этом году происходило во дворце Леопольдскрон и его окрестностях, рассказывает Наталья Якубова.
Новости
Филипп Авдеев сыграет в немецкой постановке Чехова
27 и 28 апреля в гамбургском Thalia Theater пройдёт премьера спектакля режиссёра Анне Ленк «Три сестры». Одним из участников постановки станет экс-актёр «Гоголь-центра» Филипп Авдеев.