Журнал ТЕАТР. о страшно-смешной комедии Олега Глушкова, Вадима Воли и Ольги-Марии Тумаковой.
Что общего может быть у Мастерской Петра Фоменко и семейки Адамс? Где мягкая интеллигентность «фоменок» с их Чеховым, Тургеневым и Толстым, и где отвязный черный юмор американских комиксов, породивших один из самых популярных образов масскульта? Но бывает, странные сближения дают отличные результаты.
Вот и в «Мастерской», среди пяти премьер прошедшего сезона, где был и классический «Лир» Евгения Каменьковича, и стильная «Чайка» Кирилла Пирогова, и даже рисковая «Мастер и Маргарита» Федора Малышева, самой резонансной стала последняя – «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в постановке приглашенных варягов: Олега Глушкова, Вадима Воли и Ольги-Марии Тумаковой, которые с недавних пор называют себя Московским королевским театром.
Раньше эта команда работала над мюзиклом «Все о Золушке» в Театре мюзикла и детским музыкальным спектаклем «Синяя синяя птица» в Театре Наций. Их фирменный стиль узнается сразу: фриковатые готические персонажи а ля Тим Бертон, фантазийные костюмы и яркий грим. Но если в двух предыдущих спектаклях художники использовали всю палитру анилиновых цветов «вырви глаз», то здесь остановились на 50 оттенках серого. Выглядит это чрезвычайно стильно. Единственное яркое пятно – квартет сов в желтых клетчатых костюмах, сопровождающих действие музыкальным конферансом. Эти четверо быстро становятся любимцами публики, особенно после зажигательного шотландского танца, когда в зале становится жарко, как на рок-концерте.
Создатели скромно определяют жанр спектакля как «страшно-смешную комедию», но, по сути, это мюзикл. Здесь есть оригинальная партитура, специально написанная участниками группы «СЛОТ» Сергеем Боголюбским и Дарьей Ставрович. А музыкальные номера составляют добрую треть постановки. Некоторые, как совсем юный Владислав Ташбулатов, выпускник Олега Кудряшова, поют на очень хорошем уровне, вокальные огрехи других легко простить. В избранном парадийном ключе исполнения высокое бельканто и не требуется.
И тем не менее, «Завещание…» – не просто развлекательное шоу. Это дайджест массового и классического искусства, где собраны отсылки и цитаты из всех возможных слоев культуры, от детских садистских стишков («Дедушка старый, ему все равно») до Достоевского («Вы и убили-с»), от черно-белого нуара до современных голливудских блокбастеров, от мюзиклов до детективов. В оригинальном сюжете, записанном и обработанном Сергеем Плотовым, совмещены архетипические сюжеты «Ромео и Джульетты» и «Белоснежки». Спасаясь от злой мачехи, охотницы за наследством (шикарная Полина Айрапетова) и ее послушного, готового на все ухажера (Дмитрий Рудков), героиня попадает в дом семи мертвецов – той самой семейки Адамс, столь же эксцентричной и витальной после смерти, как и при жизни.
В гендерном составе семейки произошли некоторые перемены: вместо сына и дочери у четы Адамсов теперь две инфернальные близняшки с черными косами, от взгляда которых становится не по себе, но супруги так же страстно любят друг друга и не держат зла на дядюшку-убийцу. Стоит назвать актеров поименно: Андрей Михалев, Мария Большова, Юрий Буторин, Роза Шмуклер, Елена Ворончихина, Амбарцум Кабанян и Игорь Войнаровский. Они в совершенстве освоили острую, гротесковую манеру игры, заставляют зал рыдать от смеха.
Помимо прочего, в спектакле развивается тема семи персонажей в поисках автора. Чарльз Адамс – большой фантазер, писатель и мистификатор, умирает в самом начале пьесы, действие начинается со сцены его похорон и продолжается на кладбище. Но творения, как всегда, переживают своего творца и активно вмешиваются в происходящее, заставляя и других усомниться в своей реальности.
Вера Строкова в роли Луизы Адамс, дочери покойного, отчасти напоминает свою же Алису из «Алисы в Зазеркалье» Ивана Поповски. Тем более, что команда постановщиков и актерский состав почти тот же. Только здесь девочка выросла и попала в куда более страшную сказку. Но вместе с ней выросли и зрители: те дети, что восхищались сценическими чудесами визуальной феерии по Кэрроллу, стали подростками и наверняка оценят и черный юмор, и шик «Завещания…». Да, официально премьера маркируется «16+» из-за сцен убийств, хотя в наше время это просто наивный лепет по сравнению с тем, что тинейджеры смотрят в кино. Так что целевая аудитория спектакля – это прежде всего молодежь от 12 до 20, в том числе и та, которую в театр калачом не заманишь. Но и взрослые однозначно получат удовольствие, если они готовы отказаться от стереотипов и увидеть совсем других «фоменок».