25 января в БДТ имени Товстоногова пройдёт междисциплинарный фестиваль «Наше всё. Опыт 1», посвящённый Пушкину. В программе — лекции, рэп-батлы, спектакли, мастер-классы, концерты и многое другое.
Фестиваль — продолжение проекта «Опыты драматических изучений», стартовавшего в БДТ в прошлом сезоне. Итогом его стали три спектакля молодых режиссёров — «Каменный гость» Арсения Мещерякова, «Пир после чумы» Арсения Бехтерева, «Моцарт и Сальери» Александры Толстошевой. Кураторами «Опытов…» были Андрей Могучий и Александр Шишкин. Создатели старались найти свой подход к Пушкину, понять, как отделить его сочинения от навязанного школьной программой восприятия, выяснить, что и как объединяет современность с пушкинским временем и ответить на множество других вопросов.
Вскоре стало понятно, что круг этих вопросов только расширяется, признаются организаторы, — так и возникла идея фестиваля «Наше всё. Опыт 1», кураторами которого стали режиссёр Арсений Бехтерев и театровед Александрина Шаклеева.
В анонсе фестиваля сказано: «Проект, высвобождающий горячую энергию прошлого и настоящего. В нём мы продолжаем диалог с Пушкиным, приглашая к нему представителей разных поколений и разных видов искусства. Это определило междисциплинарный характер программы. В афишу фестиваля вошли спектакли, перформансы, концерты классической и современной музыки, лекции, сеансы трансформации и настольные игры».
Создатели видят Пушкина как своеобразный центр «Солнечной системы культуры». Его фигура со временем становится всё более туманной, но творцы прошлого и настоящего чувствуют потребность вступить с ним в диалог — каждый «соглашается с ним или спорит, интерпретирует его тексты, исходя из своего культурного и исторического опыта, — говорится в описании фестиваля. — Неизменно одно — мы продолжаем диалог, преодолевающий время и пространство, жизнь и смерть. Диалог, объединяющий поколения, прошлое и настоящее. Диалог, которому не суждено прерваться».
Программа фестиваля поделена на несколько сегментов. В часть «Пушкин и театр» войдут все три упомянутых выше спектакля — «Каменный гость» Арсения Мещерякова (Большая сцена), «Пир после чумы» Арсения Бехтерева (Большая сцена) и «Моцарт и Сальери» Александры Толстошева (Малая сцена).
Блок «Пушкин и Музыка» будет представлен перформансами от группы «mader nort», рэп-батлами в разных жанрах, а также музыкальным шоу Хора Дурацкого «10 фактов о Пушкине, притянутых за бакенбарды».
Сегмент «Пушкин и хорроры» объединит инсталляцию Романа Муромцева и Кати Гофман и лекцию этнографа Дмитрия Баранова про пушкинскую нечисть.
В разделе «Пушкин и наука» лекции прочитают пушкиноведы, филологи, музыковеды и киноведы — Алина Бодрова, Екатерина Лямина, Фёдор Софронов, Екатерина Ткачёва. Тема «Пушкин и улица» будет отражена в выставке Владимира Абиха.
Одним из наиболее масштабных сегментов фестиваля станет «Пушкин и веселие». В его программе — «пушкинские настолки» и гадания от московского проекта «Старинная игротека», перформансы театра «Организмы» (Владимира Антипович и Александра Бянкина), поэтический перформанс Вани Пинженина и мастер-классы по стихотворной импровизации от Жени Клекотневой из «Хора Дурацкого». А контрастом к «веселию» станет блок «Пушкин и печаль», в который войдёт разбор «Капитанской дочки» от создателей подкаста «Базаров порезал палец» — доцента МГУ Бориса Прокудина и арт-терапевта, клоуна Филиппа Жевлакова, — а также сеансы психологического преображения героев «Скупого рыцаря» с гештальт-терапевтом Юлией Осеевой.
Фестиваль будет продолжаться целый день и пройдёт в самых разных пространствах БДТ — локациями станут, например, Сигарный бар, главная лестница, Греческий зал, зрительский буфет, променуар 3-го яруса.