Сегодня и завтра, 6 и 7 февраля, в Большом зале Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля худрука театра Евгения Каменьковича «Аркадия» по одноимённой пьесе Тома Стоппарда (в переводе Ольги Варшавер).
В репертуаре «Мастерской…» и в прежние годы, и сейчас немалое место занимают постановки пьес и прозы британских авторов разных времён, и значительная часть этих спектаклей создана Евгением Каменьковичем. Что касается Тома Стоппарда, то для театра это имя одновременно новое и знакомое. Дело в том, что четверть века назад, в 1999 году, на режиссёрском факультете ГИТИСа Каменькович ставил ту же его пьесу, и тот спектакль относился к репертуару так называемой студии при театре «Мастерская Петра Фоменко». Тогда, однако, «Аркадия», снискавшая сегодня славу одной из лучших работ драматурга, была практически новинкой — она написана в 1993 году. Та постановка с участием студентов последнего из трёх ГИТИСовских курсов Петра Фоменко (включая Ирину Пегову, Евгения Цыганова и Павла Баршака) стала заметным событием в театральной жизни столицы рубежа веков.
На фото — момент репетициии спектакля «Аркадия» © Лариса Герасимчук
Сегодня Каменькович работает над знакомым текстом с абсолютно новой командой артистов, никто из участников нынешней «Аркадии» к первой постановке отношения не имеет, а большинство и вовсе относится к младшим поколениям труппы. Выбор материала режиссёр прокомментировал так: «Я стараюсь не повторяться, но уж больно хороша пьеса». Любопытно, что отчасти сам факт такого возвращения напоминает о композиции пьесы: события разворачиваются одновременно в двух разных эпохах, в начале 19 века и в конце 20-го — «в наши дни», уточняет театр в пресс-релизе, подразумевая, что в премьере важно не время написания пьесы, а то, что одна из двух её линий — современность. При этом представители двух разделённых столетиями поколений семьи находятся в одной и той же комнате большого загородного дома в английском графстве Дербишир.
Впрочем, буквальное пространство двух «Аркадий» Каменьковича как раз и станет одним из их принципиальных отличий. В 1999-м «разговорную пьесу» играли в камерной аудитории, и визуальная составляющая была отнюдь не ключевой. Нынешняя постановка выходит на самой большой из сцен «Мастерской…», а сценографию и костюмы создаёт Алексей Трегубов — один из самых интересных современных театральных художников, впервые сотрудничающий и с Каменьковичем, и с «Мастерской Фоменко». О замысле Трегубова в пресс-релизе сказано: «Сценографическое решение отсылает зрителей и к “Красным книгам” ландшафтного архитектора Хамфри Рептона, упоминаемым в пьесе, и отчасти к культовому рисованному клипу группы A-Ha середины 80-х. Стоппардовские герои существуют в мире одновременно реальном и придуманном. Совсем как в альбомах Ремптона, страницы которых были искусно вырезаны так, чтобы под изображением будущего сада можно было увидеть сад до изменений. Прошлое и настоящее наслаиваются друг на друга, а евклидова геометрия дополняется пространством воображения, создавая новое измерение, в котором всё движется любовью».
На фото — черепашка Плавт из спектакля «Аркадия» © соцсети «Мастерской Петра Фоменко»
О содержании пьесы и спектакля, жанр которого обозначен как «воспоминания о будущем в двух актах, семи сценах и с одним антрактом», театр рассказывает так: «”Аркадия” — пьеса изящная и умная, алгебраически выверенная как математическая формула; гармоничная как интеллектуальный пазл. В ней есть и детективный сюжет, и по-уайльдовски острое слово, и искусно обрисованные характеры, и многослойный подтекст. Изыскания современных учёных, их отношения переплетаются с жизнями тех, кто обитал в этом же доме почти двести лет назад. Тринадцатилетняя девочка-подросток формулирует второй закон термодинамики задолго до того, как он будет открыт. А присутствие в доме лорда Байрона — лишь повод для разговоров (спойлер – великий поэт на сцене так и не появится). <…> Влюблённость, флирт, секс соперничают с математикой, историей и поэзией. И в итоге страсти научные оказываются бессильны перед страстями любовными».
Акцент на торжестве жизни, созидательного начала над драматизмом судеб героев театр подчёркивает и выбранной интерпретацией названия пьесы. Аркадия — вымышленный пасторальный рай, но традиционно знаменитую фразу «И я в Аркадии» (которую подразумевает заглавие пьесы) понимают двояко: это и воспоминание об утраченной, но виденной идиллии, и напоминание о смерти, которая достигает даже безмятежных потусторонних краёв.
Вместе с Евгением Каменьковичем и Алексеем Трегубовым «Аркадию» в «Мастерской…» создают художник по свету Игорь Фомин и режиссёр по пластике Виталий Довгалюк. Играть в спектакле будут Екатерина Новокрещёнова, Фёдор Малышев (он же отвечает за музыкальное оформление постановки), Павел Яковлев, Денис Толгов, Иван Верховых, Степан Пьянков, Екатерина Смирнова, Василий Фирсов, Полина Айрапетова, София Лукиных, Юрий Буторин, Дмитрий Рудков, Кирилл Морозов и Евгений Астанин.