В серии «Драма» издательства «Новое литературное обозрение» («НЛО») вышел сборник пьес — девять разножанровых текстов, написанных драматургами разных поколений. Автор предисловия и составитель «Антологии современной израильской драматургии» — театральный и анимационный критик Дина Годер.
Сборник израильских пьес стал очередным в ряду драматургических антологий, которые много лет выпускает издательство «НЛО», однако первым в своём роде. Аннотация книги и вступительное слово Дины Годер начинаются с пояснения: современный израильский театр живёт трудно, а в мире известен, прежде всего, благодаря самобытному contemporary dance, — но это не значит, что в Израиле нет интересной драматургии. При подготовке сборника важным было показать широкий спектр авторов и текстов. Временные рамки «современности» оказались гораздо шире, чем были бы в случае с аналогичным изданием российских пьес. А жанровый разброс стал репрезентацией не только круга проблем, которые занимают израильскую интеллигенцию, но и жизни современного израильского театра, «драматургии, которую сегодня ставят», как пишет Дина Годер в предисловии. По мнению Годер, получившийся сборник может принести непосредственную пользу российским стационарным театрам, где зрители не привыкли к острым или экспериментальным постановкам, но существует запрос на современную драму.
Антология открывается одной из самых известных в России израильских пьес — «Крумом» Ханоха Левина (1975). Авторы двух следующих текстов тоже относятся к старшему поколению, местным классикам. «Невеста и ловец бабочек» (1967) Нисима Алони — пример «поэтического и абсурдистского театра» (Дина Годер), а «Кнопка» (1982) Йосефа Бар-Йосефа — «актёрская» пьеса со сложными характерами и отношениями героев.
Два следующих текста написаны в 1990-е годы. «Патриарх израильской драматургии» Иегошуа Соболь представлен пьесой «Деревушка» (1995) — камерной трагической историей, главным героем которой становится могильщик Йоси, деревенский дурачок. Текст Эдны Мазии «Игры на заднем дворе» (1993) — актуальный сегодня разговор о подростковом насилии, судебных подтасовках и феминизме, основанный на документальной истории группового изнасилования.
Оставшиеся четыре пьесы антологии написаны уже в XXI веке. В пьесе-диалоге Анат Гов «Боже мой!» (2008) встречаются и спорят психолог Элла и пришедший к ней на приём Бог. Драматург Камерного театра Тель-Авива Гур Корен написал комедию «Пять кило сахара» (2009), которую в театре «Гешер» ставил Евгений Арье, — привлекательную для артистов историю о том, как к главному герою приходит, вселяясь в тела случайных прохожих, покойный дедушка. Майя Арад Ясур — авангардный автор, которая училась в Голландии. Её пьеса «Амстердам» (2018) — полилог безымянных героев («пьеса рассчитана не менее чем на трёх исполнителей», — говорится в начале), вспоминающих, сочиняющих или эмоционально рассказывающих историю мигрантки, по разным причинам всюду чужой.
Закрывает сборник пьеса Рои Хена, завлита и драматурга театра «Гешер». «Так же как я» (2019) — пьеса о подростках в клиническом психоневрологическом диспансере, к которым приходит «новая учительница театрального кружка» (определение авторской ремарки). Во вступительной ремарке говорится: «Это история пятерых душевнобольных подростков, поднимающая темы идентификации личности, чувства собственного достоинства, гнева, гендерного самосознания, семьи, образования, дружбы, одиночества и любви».