23 сентября в новосибирском «Глобусе» пройдет премьера спектакля «Танго морген, танго пли», в основе которого реальные истории новосибирцев о Великой Отечественной войне.
Работа над спектаклем началась в октябре 2019 года. Тогда «Глобус» пригласил новосибирцев поделиться своими семейными историями, связанными с Новосибирском в годы Великой Отечественной войны. Режиссер спектаклей в Театре.doc, куратор лабораторий, работающих с документальными материалами, Анастасия Патлай и драматург театра и кино Андрей Иванов в течение недели общались с жителями города, в режиме нон-стоп встречались с сотрудниками музеев, собиравшими когда-то интервью ветеранов. Создателей спектакля интересовала не столько официальная линия, сколько личные истории тех, кто трудился и жил в Новосибирске в годы войны, повседневность тыла. В музее Дзержинского района города Новосибирска предоставили письма призванного в Красную армию жителя Новосибирска Василия Ноготкова к его жене Лизе. Это стало сквозной драматургической линией. Так рождалась пьеса Екатерины Бондаренко, драматурга, танц-драматурга, автора проектов на стыке документального театра и танцевального перформанса. В текст также вошли истории, рассказанные актерами «Глобуса».
Анастасия Патлай рассказывает о работе над проектом: «Мы вычленили несколько сюжетов для нашей документальной пьесы, связанных с жизнью тыла в годы Великой Отечественной войны. Один из главных сюжетов — изнурительный труд женщин и детей на заводах. Потеря кормильца, который ушел на фронт. Жесточайший дисциплинарный режим на предприятиях. Когда женщина, у которой заболел ребенок, не может пойти его лечить, у многих младенцы погибали в этих условиях.
Большое количество эвакуированных, которые составили треть всего населения Новосибирска. Все в очень стесненных обстоятельствах — и эвакуированные, и местные жители. 128 тысяч прибывших из блокадного Ленинграда.
Тема эвакогоспиталей, когда город оказался наводнен тяжелоранеными, которые не хотели никуда возвращаться, и после войны город был наполнен калеками, которых стыдили бесконечно за то, что они позорят Красную армию. Кто-то проявлял к ним сочувствие. Например, дети, которые экономили деньги на проезд в транспорте, чтобы купить на них и дать калеке булочку.
То, что мы делаем с актерами театра «Глобус», — это работа с памятью. Исследование того, как нас эта память о войне сформировала. Память или непамять, что одинаково мощные события для нас. То, что мы помним, или то, что мы не помним, — одинаково сильно нас формирует. И часто мы не помним не потому, что забывчивы или легкомысленны, а потому что память — это очень болезненно. Ее нам не передавали, потому что это травматично, поэтому она вытеснялась предыдущими поколениями. Или наш мозг принимает такое решение — вытеснение, часто с целью самосохранения».
В постановочной группе спектакля: сценограф и художник по костюмам Михаил Заиканов, художник по свету Елена Перельман, хореограф Татьяна Чижикова, композитор Кирилл Широков. В выпуске премьеры заняты: заслуженные артистки России Наталья Орлова, Тамара Седельникова; артистки Светлана Галкина, Елена Гофф, Элина Зяблова, Ирина Камынина, Анна Михайленко, Светлана Потемкина, Вера Прунич, Светлана Прутис, Мария Соболева.
Анастасия Патлай практикует создание и проведение лабораторий, фестивалей, работающих с документальными материалами. Как режиссер выпустила около двадцати документальных спектаклей, среди которых: «Часы проветривания» («Библионочь» в РГБ, 2019), «Милосердие» (Театр.doc, 2018), «Мельников. Документальная опера» (Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва, 2017), «Зал ожидания» (Летняя школа Фонда Генриха Бёлля, 2016), «Пушкин и деньги» (Театр.doc, 2015), «Здесь был Коля» (спектакль-участник Театрального альманаха «Герой», ЦИМ, 2012) и проч.