Алиса Хазанова защитит современное искусство от предубеждений

Промо-фото спектакля "7 дней в совриске". Фото Иры Полярной (предоставлено пресс-службой театра).

19 и 20 декабря в Новом пространстве Театра Наций пройдёт премьера спектакля Егора Матвеева «7 дней в совриске». Главную роль в «7 днях…» исполнит Алиса Хазанова.

Напомним, Новое пространство — междисциплинарный проект Театра Наций, где играют спектакли на стыке жанров и выходят за пределы театра в узком смысле: на этой площадке выпускают экспериментальные проекты, проводят встречи и лекции (например, интеллектуальный марафон «How Long Is Now» или гостевой цикл «От Автора», созданный Романом Либеровым и посвящённый живому чтению стихов современными поэтами). В основе концепции Нового пространства — объединение «современных художников различных направлений для создания новой культурной среды посредством изучения многообразия форм современного искусства», задачей которого является исследование различных видов современного искусства, в том числе в их диалоге с театром.

Закономерно, что именно на этой площадке «поселится» спектакль «7 дней в совриске» — опыт перемещения «на российскую почву» бестселлера Сары Торнтон «Семь дней в искусстве». В момент выхода русского перевода «Семи дней…» (2008) художник Никита Алексеев пояснял: «Сара Торнтон — британский социолог культуры и журналист канадского происхождения, постоянный автор журнала The Economist; русское название её книги „Seven Days in the Art World“ не совсем точно передаёт смысл английского названия. Как подобает социологу — или этнологу — она предприняла путешествие по замысловатому миру современного искусства, разделив своё полевое исследование на семь этапов, каждый из которых длился день. Это: „аукцион“, „семинар по критике“, „ярмарка“, „премия“, „журнал“, „мастерская“ и „биеннале“».

Вдохновившись книгой Торнтон, театральную адаптацию на основе российских реалий в форме сатирической пьесы создал Егор Матвеев — выпускник курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича в ГИТИСе (2016), один из кураторов выставки «РайON.0» в Музее Москвы и участник лаборатории «Красное колесо» по роману-эпопее Солженицына в том же Новом пространстве Театра Наций. Для участия в спектакле он пригласил артистов разных поколений (и, что естественно для Театра Наций, входящих в труппу разных театров или даже остающихся «независимыми художниками»). «Герои спектакля — <…> директор галереи (Алиса Хазанова), инвестор (Владимир Большов), куратор (Фёдор Левин) и другие непохожие друг на друга персонажи (координатор — Елизавета Юрьева, Андрей — Роман Евдокимов), по разным причинам тратящие на искусство немалую часть своих жизней, — поясняют организаторы. — По замыслу автора, сюжет объединяет их ради одной большой цели — пережить вместе семь дней споров, взлётов и падений, открыть революционную выставку, попасть с ней во все актуальные тренды и в итоге получить престижную премию. По аналогии с книгой „7 дней в искусстве“ Сары Торнтон в спектакль интегрированы реальные фигуры отечественного совриска: директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, художники Павел Пепперштейн и Андрей Бартенев, аукцион современного искусства Vladey, Триеннале российского современного искусства в музее „Гараж“, школа современного искусства „Свободные мастерские“ Московского музея современного искусства, независимое издание о моде, красоте и современной культуре The Blueprint, а также Премия Кандинского».

О своей героине и об общем замысле «7 дней в совриске» рассказывает Алиса Хазанова: «Этот спектакль можно воспринимать как разоблачающую производственную комедию, а можно — как серьёзный путеводитель по жизни современного художника. В работе мы полностью опираемся на российские реалии, а здесь, помимо прочих проблем, существует множество предубеждений по поводу современного искусства. Мне хочется побороться с ними, как-то защитить русский арт-рынок и дать ему шанс. Поэтому мне будет интересно войти в диалог со зрителем, не посвящённым во все тонкости индустрии. Собственно, моя героиня — директор галереи — и есть такой своеобразный идеолог и защитник совриска».

А о том, какую общую мысль, выходящую за пределы темы современного искусства как такового, рассказал Егор Матвеев: «С одной стороны, спектакль „7 дней в совриске“ основан на реальных событиях, а с другой — его парадоксальные сюжетные повороты выстроены по законам художественного мира. Да, в истории мы хотим показать изнанку российского современного искусства, его отличия от зарубежного, но используем их как масштабную аллегорию. Специфика жизни в нашей стране сформировала за последние десятилетия совершенно уникальные правила игры, которые стирают грань между талантом и бездарностью, между заработанной репутацией и ничем не прикрытым кумовством. Так работает и бизнес, и наука, и образование. Думаю, что раскрыть столь важную тему на примере совриска и в виде спектакля — это… Во-первых, это красиво!».

Соавтором Матвеева стал драматург Егор Зайцев (уже работавший со сложными «нетеатральными» текстами — например, в новосибирском «Глобусе», где вместе с режиссёром Полиной Кардымон выпустил «Фрагменты любовной речи» на основе книги Ролана Барта). Над спектаклем работали художник-постановщик Денис Сазонов, художник по видео Михаил Заиканов, композитор Алексей Сковоринский и саунд-дизайнер Евгений Егоренков. Продюсер проекта — Варвара Коровина (создательница «Community Stage»).

Комментарии
Предыдущая статья
Кабинет Мейерхольда можно посетить онлайн 07.12.2020
Следующая статья
В ЦАТРА выпускают музыкальный байопик о Лидии Руслановой 07.12.2020
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.