Алексей Бородин: «Моя задача – держать берега»

В июле Российскому академическому Молодежному театру иполнится 95 лет. А в июне 75-летие отпраздновал Алексей Владимирович Бородин, уже более 35 лет возглавляющий этот театр. Корреспонденту Театра. худрук РАМТа рассказал о детстве в Китае, долгом поступлении в ГИТИС и о том, зачем театру жить на пороховой бочке.

Алексей Владимирович, у Вас довольно необычное детство. Вы родились в Китае, в провинции Циндао. Китайский язык знаете?
— Нет. Не было необходимости. Русская колония была довольно большая и замкнутая. Особого контакта с китайцами, кроме тех, кто у нас работал, не было. Существовало общество граждан СССР в Шанхае, шли советские фильмы, читалась русская классика, дома я слушал оперы на больших пластинках по шесть штук: когда одна пластинка заканчивалась, она падала, и начинала играть следующая… Мама родилась в Китае, но у нас всегда было восторженное отношение к России, Советскому Союзу — такое сияние оттуда шло. Негатива мы просто не знали.
— Но вам, как чеховским трем сестрам, хотелось в Москву?
— Да-да! Я же старший брат, у меня есть три сестры! И да, это было: «В Москву, в Россию, в Советский Союз». Было ощущение, что там какая-то особенная жизнь — сквозь железный занавес ничего не долетало. К счастью, мы не отправились в путь во время первой волны репатриации в 1949-м. Все, кто тогда вернулся в Союз, оказались в лагерях. А мы так им завидовали: едут на родину! Мне было 8 лет. Мы же уехали в 1954-м. Многое было неожиданным для родителей, потому что в Китае у нас была очень благополучная жизнь. Предельно благополучная. Но родители понимали, что здесь уже не будет так, как там. И хотя многие тогда из Китая уезжали в Австралию, в Америку, Канаду, Европу, мы приехали сюда.
— А было что-то в Вашем китайском детстве, о чем потом Вы скучали? Может, какое-то яркое воспоминание?

— Я так хотел в Москву, так хотел! Это была просто сбывшаяся мечта. Все остальное воспринималось как должное. В Китае у нас был прекрасный особняк. Дом, семья, родители, бабушка — прекрасная жизнь, наполненная концертами, вечерами, которые мы сами устраивали. Был советский клуб, куда мы ходили. И это все воспринималось как должное. А вот сильные воспоминания… Как провожали в Советский Союз первый пароход с репатриантами — сильное воспоминание, просто сильнейшее. Но и все остальное помню, как сейчас. Свое детство я помню с 4 лет — когда прочел в газете, что в кино идет «Каменный цветок». Так я понял, что научился читать. Помню, как после прочтения книги «Рядовой Александр Матросов» плакал у мамы в коленях — мне было 9 или 10. Помню дорогу домой из школы, которая располагалась в центре Шанхая: мы проезжали сначала благополучный район, затем бедный, и только потом начинались особняки.
— Но эти обстоятельства в Китае кажутся продолжением все-таки дореволюционной, а не советской России, в которую Вы так стремились.

— Конечно! В советских фильмах, которые мы смотрели, была мечта. Советский Союз казался утопией.
— Ваша семья, выходит, не знала о судьбе тех, кто вернулся в СССР в 1949?

— Нет, не знали — связи никакой не было. Все стало понемногу открываться уже тут. Я помню, как мы проезжали Байкал, мне было 13 лет. Сначала приехали в Чемкент, я там год учился в 8 классе, потом купили жилье в подмосковном Пушкино. Москва совсем рядом. Я впервые увидел Красную площадь, Университет — это был такой восторг! Для меня лично не было перелома, ощущения, что что-то не так — я был в этом смысле очень наивный парень, и только к окончанию школы ко мне пришло осознание реальности, окружающей нас.
— Каким было главное разочарование?

— У меня не было никакого разочарования, был безумный интерес ко всему происходящему, к Москве. Еще в школе я впервые поехал в столицу один, долго гулял, а когда вернулся домой, сказал: я нашел свой институт. Можете себе представить? Не могу объяснить, как я попал в Собиновский переулок (тогда Малый Кисловский переулок назывался Собиновским), к ГИТИСу. Специально не искал, даже не знал, что есть такой институт театрального искусства.
— Вы уже тогда хотели связать свою жизнь с театром?

— Хотел. Сколько себя помню, на вопрос, кем я хочу стать, я сначала отвечал «читателем», потому что очень любил читать, а позднее стал говорить — «артистом». И свой институт, где учат на артиста, я нашел можно сказать случайно, просто увидев вывеску. Потом я пошел звонить маме, сказать, что пойду на «Марию Стюарт» во МХАТ, потом на «Плоды просвещения», потом на охлопковский спектакль в Маяковку, еще в Вахтанговский. В общем, дома буду поздно.
— И что говорила мама?

— Соглашалась — я ведь предупреждал, что буду поздно. И я очень благодарен за это родителям. Даже в детстве, когда я заявлял, что буду артистом, они не возражали. Мама лишь однажды сказала: «Вообще, я хотела, чтобы ты был хирургом». И все, на этом дело закончилось. Родители меня поддерживали, была правильная установка: что ты хочешь, то ты и должен делать.
— Поэтому Вы сами поддерживаете молодых: раз решил — значит, делай?

— Конечно. А как по-другому?! Два года подряд я поступал на актерский факультет, не поступил, у меня не было данных для этого. На режиссерский факультет, куда нужен был хоть какой-то постановочный опыт, у меня и мысли не было пробовать поступать. Когда я понял, что не поступлю на актерский и во второй раз, выяснилось, что будет прием на театроведческий, на вечерне-заочный курс. А я даже не знал, что такое театроведение. Хотя, конечно, читал «Мою жизнь в искусстве» Станиславского, «Режиссерские уроки Станиславского» Горчакова. И потащился поступать! И каким-то непонятным образом туда попал. Конкурс был большой, а я не мог вспомнить год восстания декабристов, так был взволнован. С трудом из себя выдавил 1825, наобум. Но меня почему-то взяли. И я учился у Маркова, у Бояджиева. У нас был прекрасный курс, педагоги так хорошо к нам относились. Когда я сказал Павлу Александровичу Маркову, что хочу поступать на режиссерский, он ответил, как когда-то родители: «Раз хотите, значит, давайте». Никаких «а как», «а почему». Раз человек хочет — значит, ему надо.
— «Пересидеть» у Маркова — это сильно.

— Я там три года пересидел! И это было очень полезно, там состоялось мое личностное формирование. Кстати, для ассистентской практики на театроведческом я выбрал для себя Центральный Детский театр, представляете? Словом, эти три года обучения были для меня очень нужными, чтобы потом на режиссерский факультет прийти абсолютно сознательно. И желание практической работы в театре у меня все-таки пересилило. Сначала я поступал к Кнебель, но не поступил, а на следующий год попал к Завадскому — именно туда и именно тогда, когда надо. И там уже началась новая жизнь.
— А что Вам давало силы для такого долгого поступления?

— Я же так решил. У меня и мысли никакой другой не было. Надо работать? Я пошел рабочим сцены в Театр кукол, потом была стажерская группа, я работал там, мы даже играли. Параллельно вел какие-то бесконечные кружки в школах. Видел цель — и шел к ней.
— И вот Вы дошли, наконец, выпускаетесь, а в стране — застой.

— Да.
— И что с этим делать?

— Вы знаете, когда мы учились, педагоги нас совсем не готовили к социальной жизни. Мы жили очень весело, с колоссальным юмором и иронией относились друг к другу и к самим себе. Свой первый спектакль — «Золушку» по Шварцу в Русском театре в Орджоникидзе — я поставил на четвертом курсе, на ассистентской практике. На следующий год, уже на пятом курсе, я поехал в Смоленск: там был замечательный театр с потрясающим главным режиссером. И была такая вольница. Мы долго решали, что я буду ставить. Выбрал «Двух товарищей» Войновича и поставил, что называется, свободный спектакль. Герой в армии встречается со своим бывшим товарищем, они вспоминают свою юность. И в этих воспоминаниях папа одного из героев пишет цирковые репризы. Исходя из этой ремарки, я и поставил все как цирк. Жизнь как цирк. Эстетика — соответствующая. Мне было 28 лет, артисты были замечательные, все было так хорошо. Но когда мы выпустили спектакль, скандал случился страшный, нас обвинили в формализме и антисоветчине. Для меня это было поразительно: 1968 год, в Москве — «Таганка», «Современник». Но в это время в Чехословакию ввели танки, а у нас — цирк. Тогда в театре одновременно шли «Традиционный сбор» Розова, «Пять вечеров» Володина, и тут еще мы с «Двумя товарищами». директора театра и худрука сняли с формулировкой «за парад неудачников». Кто ж знал, что так будет?
— Добили?

— Помог. Но тем не менее, худрук меня страно полюбил, я ему благодарен всю жизнь. Он поехал в Волгоград, звал меня с собой, но я не поехал. И потом еще года полтора болтался в Москве. Завадский взял меня преподавать на свой курс. Это были крохотные деньги, а я женился, дочка родилась. Стало просто невозможно оставаться в ситуации постоянного ожидания работы, в которой от тебя ничего не зависит. Это унизительное чувство. Хотя я ни на что особенное не претендовал: предложили бы стать ассистентом — пошел бы. После «Двух товарищей» в «Театральной жизни» вышла статья, где замминистра — и я этим горжусь — писал, что наряду с Фоменко и Эфросом даже выпускники ГИТИСа позволяют себе бог знает что — и далее по тексту! Кислород мне был перекрыт. Надо было что-то делать, и я понял, что готов уехать из Москвы. Совершенно случайно на улице встретил Лену Долгину, она училась курсом младше и уже работала режиссером в Кировском ТЮЗе. Она сказала, что там ищут главного режиссера, и что мне можно было бы поехать. Моя жена Леля решила все как жена декабриста, сразу сказав: едем. Первый год я ездил туда-сюда.
— Путь неблизкий.

— 14 часов. Одна ночь. Через год моя семья приехала ко мне, мы прожили там шесть с половиной лет. Там же работали со Станиславом Бенедиктовым, с которым познакомились еще в ГИТИСе. Он стал главным художником Кировского ТЮЗа. Мне кажется, это очень важно, когда у режиссера есть художник, с которым, во-первых, можно говорить о жизни вообще, а во-вторых — с полуслова понимать друг друга. Мы уже 40 лет вместе. В Кирове была замечательная труппа и хорошие люди работали в обкоме, горкоме, райкоме. После Смоленска казалось, что страшнее этих людей нет. А тут оказалось, все может быть по-другому. Когда Управление культуры говорило мне: «Ну, это не стоит делать» , я — бац — и сразу звонил в обком. И там мне отвечали: «Вы специалист, вы и решайте». В Кирове я окончательно понял, что моя стезя — театр ансамблевый, театр — дом. Это, наверное, смешно звучит сегодня.
— Почему смешно?

— Сейчас принято считать, что этот подход устарел. А для меня это абсолютная и единственная реальность. Мне кажется, только в репертуарном театре можно что-то делать. В этой структуре есть свои недостатки, которые я знаю прекрасно, но саму структуру надо улучшать, а не уничтожать. Я за свободную сцену — там можно увидеть новых ребят. Я не против антрепризы: пусть будет, если находится для нее зритель. Но это вовсе не значит, что надо зачеркивать репертуарный театр. Только в нем возможен рост артиста, только здесь можно сформулировать идею театра. Другой вопрос — что нужно для того, чтобы этот театр не застоялся.
— А что нужно?

— Прежде всего, нельзя останавливаться. Как только подумаешь, что достиг серьезных высот, в ту же минуту что-то пойдет не так. Я должен думать о том, чтобы людям, которые работают в театре, было интересно, и чтобы мне было интересно.
— То есть, для развития театра нужно ощущение некой пороховой бочки? Чтобы все двигалось?

— Театр — это огромное количество людей, не солдатиков, которым отдаешь приказы, а людей. И если эти люди видят тебя в движении, а не в самолюбовании или вялости, тогда и они будут что-то делать. Театр — это броуновское движение. Моя задача — держать берега, чтобы это броуновское движение не разнесло все вокруг. Я держу, и потому считаю наш театр вполне авторским. У нас большая труппа, 80 человек, но нет никого лишнего. Все на своем месте. В «Нюрнберге», например, важно, кто будет барменом или официантом, и этих героев играют первоклассные артисты. Они знают, зачем это, они мне верят. И поэтому относятся к этим ролям так, как если бы это были большие роли.
— В июле РАМТу исполняется 95 лет. За 35 лет Вашего им руководства изменился зритель?

— На мой взгляд, у нас есть свой зритель. И это просто потрясающая публика, потрясающие лица, люди, которые приходят на «Берег утопии» уже девять сезонов. Когда мы его выпускали, никто не рассчитывал на это. Все говорили, что я ненормальный, кроме моей семьи сначала меня мало кто поддерживал. Сработало упрямство. Я был в восторге от формы, от способа существования, от самого Стоппарда, от того, как он это делает — с ума сойти! Когда тебе много лет, уже не ждешь, что появится что-то, переворачивающее твою жизнь. У меня было так два раза. В первый раз меня перевернула Исландия, там я поставил два спектакля. А во второй — встреча с Томом Стоппардом.
— «Берег утопии», «Нюрнберг», теперь вот «Демократия» — прослеживается определенная линия.

— Ну конечно. Все это свзано с принципиальными для меня вопросами. В случае с «Нюрнбергом» я оттолкнулся от несогласия с конформизмом, который процветает все время. А в «Демократии» мне интересно существование человека в определенных исторических реалиях. Главный герой спектакля — канцлер ФРГ Вилли Брандт — ставит перед собой высокую цель и идет к ней, не разбирая дороги. А я ненавижу насилие. Не принимаю его и всегда буду против.
— Это какое-то детское чувство.

— Возможно.
— С возрастом люди часто становятся лояльнее ко многим вещам.

— К жизни нельзя относиться конъюнктурно. Отец говорил мне: «Ты будешь жить в человеческом общежитии» — и сейчас я понимаю, что он имел в виду. Мы должны какие-то вещи учитывать, а какие-то — не принимать категорически. Таиров однажды сказал Коонен: «Алиса, ты первая артистка театра. Ты видишь сломанную ручку. Ты не можешь успокоиться, пока ее не привинтят». Нет мелочей! Если идет человек с опрокинутым лицом, я не должен пройти мимо, я должен спросить, что случилось. Людям очень важен контакт. Ради контакта все и существует в театре.

Комментарии
Предыдущая статья
Бритоголовая чета Макбетов 26.06.2016
Следующая статья
Страсти по “Ослу” 26.06.2016
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…