Фестиваль «Золотая Маска» уже стартовал, но впереди самая важная и интересная часть программы – показ гастрольных спектаклей из регионов, которые вполне могут составить конкуренцию столичным постановкам. Один из экспертов фестиваля этого года, Марина Шимадина, составила список спектаклей, на московские показы которых стоит попасть – и ещё можно купить билеты.
КАРМЕН
На фото — сцена из спектакля «Кармен» © пресс-служба «Золотой Маски»
Кто: Театр оперы и балета имени Чайковского, Пермь
Где: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Когда: 11 марта
Любые работы Константина Богомолова неизменно вызывают резонанс и полярные реакции: от бешеных восторгов до столь же яростных проклятий. «Кармен» не стала исключением. Режиссёр перенёс действие из Испании в дореволюционную Одессу, цыганку Кармен сделал еврейкой, а партитуру Бизе соединил с блатняком «На Дерибасовской открылася пивная». Но при этом дирижёр Филипп Чижевский так чуток к музыке, а солисты Пермской оперы так тонко исполняют свои партии, что любители оперы, возмущённые своеволием постановщика, смогут утешиться.
АНТИГОНА
На фото — сцена из спектакля «Антигона» © Никита Чунтомов
Кто: Театр-Театр, Пермь
Где: РАМТ
Когда: 15 марта
Постановка Романа Феодори на музыку Ольги Шайдуллиной и либретто Жени Беркович представлена в номинации «мюзикл», хотя она совершенно не вписывается в рамки «лёгкого» жанра. Античный сюжет о максималистке Антигоне (Эва Мильграм), идущей на смерть ради своих принципов, развивается в наши дни и полон современных аллюзий. Город после войны охвачен разрухой и эпидемией, все кашляют и ходят в масках, а мэр ведёт свои политические интриги. Но в этой роли Альберт Макаров достигает такого трагического накала, что спектакль можно смело переименовать в «Креонта».
ЦИОЛКОВСКИЙ
На фото — сцена из спектакля «Циолковский» © пресс-служба «Золотой Маски»
Кто: Театр драмы имени Волкова, Ярославль
Где: Малый театр
Когда: 15 марта
Масштабная и эффектная постановка Бориса Павловича – отчасти байопик знаменитого учёного, отчасти житие мечтателя не от мира сего, глухого учителя женской гимназии, грезящего о полётах к звёздам. Тут к реальным событиям его биографии подмешиваются фантазийные, в гости к изобретателю дирижаблей заявляется комичный Менделеев, а сторож Николай рассуждает о космизме, совсем как другой русский фантаст и провидец Николай Фёдоров. В финале гимназистки разыгрывают поэму Заболоцкого «Безумный волк» в фантастических масках, а Циолковский (трогательный Илья Варанкин) улетает в космос.
АДӘМНӘР (ЛЮДИ)
На фото — сцена из спектакля «Адәмнәр» © Лариса Пасынкова
Кто: Татарский театр кукол «Экият», Казань
Где: Театр кукол имени Образцова
Когда: 30, 31 марта
Повесть Галимджана Ибрагимова описывает ужасный голод 1921 года, когда население Татарстана сократилось на четверть. Материал не самый очевидный для театра кукол. Но именно куклы с их условным существованием способны передать этот ужас расчеловечивания голодных людей, их превращение в животных. В спектакле Ильгиза Зайниева у кукол вместо вспухших животов – сморщенные картофелины, а вместо ручек – деревянные ложки. И такие же торчат на могилках – мёртвые всё равно хотят есть. Спектакль производит страшное, но сильнейшее впечатление – иди и смотри.
БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ
На фото — сцена из спектакля «Братья Карамазовы» © Виктор Васильев
Кто: Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
Где: Театр на Таганке
Когда: 6, 7, 8 апреля
Лидер петербургского сезона, итог этапной четырёхлетней работы Льва Додина и артистов МДТ – стройный, лаконичный по форме, но сверх-насыщенный по содержанию спектакль. Из множества героев романа тут остались только братья Карамазовы, их отец и две женщины, из-за которых они готовы на любую подлость. Тут почти нет действия – артисты сидят на венских стульях, смотрят в зал и много говорят. Но от их напряжённого диалога, от битвы чувств, мыслей и идей невозможно оторваться, как от захватывающего триллера. А для всех студентов театральных вузов это мастер-класс актёрского мастерства от Игоря Иванова, Игоря Черневича, Олега Рязанцева и Елизаветы Боярской.
ИВАНОВО ДЕТСТВО
На фото — сцена из спектакля «Иваново детство» © Рамис Назмиев
Кто: Театр юного зрителя, Казань
Где: МТЮЗ
Когда: 8 апреля
Антон Фёдоров, один из самых интересных и перспективных молодых режиссёров, уже дважды становился номинантом «Маски» – за «Петровых в гриппе» в «Гоголь-центре» и «Королевство кривых» в Альметьевском драматическом театре. В Казани он сделал один из самых пронзительных антивоенных спектаклей по фильмам Тарковского, где чёрно-белые кинокадры становятся пространством памяти главного героя, который снова и снова мучительно переживает историю мальчишки, лишённого войною дома, семьи, детства, самой жизни. И показательно, что роль Ивана тут отдана кукле, которая не может умереть, так как она уже не вполне жива.
ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ
На фото — сцена из спектакля «Танцующая в темноте» © Виктор Дмитриев
Кто: Театр «Старый дом», Новосибирск
Где: Электротеатр Станиславский
Когда: 8, 9 апреля
В постановке Лизы Бондарь нет кадров из фильма Ларса фон Триера, «киношное» происхождение материала чувствуется тут в световом монтаже, резкой смене сцен. Но существование актёров тут подчеркнуто театрально: у каждого свой пластический и интонационный рисунок, далёкий от бытового. Актёры словно играют заезженную пластинку, но при этом вроде бы исключающем эмоции подходе возникает совершенно трагический накал – словно перед нами раскручивается заведённый механизм рока, который невозможно остановить. И слепая Сельма (Вера Сергеева) идёт на смерть ради сына под любимые «Звуки музыки».
РОБОТ КОСТЯ
На фото — сцена из спектакля «Робот Костя» © Марина Изман
Кто: Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург
Где: Галерея Коллектор
Когда: 9, 10 апреля
Спектакль Ивана Заславца, впервые представленный на фестивале «Точка доступа», – это фантазия о мире будущего, где «все жизни, свершив печальный круг, угасли», а оставшиеся роботы продолжают любить, страдать и разыгрывать сцены из чеховской «Чайки». И это у них получается на удивление трогательно. Под огромной планетой Меланхолией (ещё раз вспомним Триера) промышленный робот-манипулятор Hyundai HS 165 выглядит беззащитным и трепетным романтиком Треплевым, от которого драматично ускользает Нина Заречная – прекрасное видение системы DIY. Спектакль номинирован в категории «эксперимент».
ТАЙМ-АУТ
На фото — сцена из спектакля «Тайм-аут» © Фрол Подлесный
Кто: Театр «Красный факел», Новосибирск
Где: Театр имени Пушкина
Когда: 12, 13 апреля
Режиссёр Пётр Шерешевский выводит пьесу Марины Крапивиной о соцработнице Людочке, «которая любила, да не вышла замуж», на большую сцену и превращает бытовую историю в полную фантасмагорию с бабками-мойрами, планёрками собеса в оперном исполнении и вездесущей камерой, которая неотступно следует за героями между полками супермаркета – символического пространства нашей убогой на мысли и чувства жизни. Но всё это не имело бы смысла без Ирины Кривонос – блестящей артистки, способной без единой фальшивой ноты сыграть современную Асю Клячину.
ДЕЛО
На фото — сцена из спектакля «Дело» © Фрол Подлесный
Кто: Театр «Красный факел», Новосибирск
Где: «Гоголь-центр»
Когда: 17 апреля
Как ни крути, а Сухово-Кобылин — самый актуальный в России драматург. Чиновничий произвол и судебная система – это страшная ловушка, в которую у нас может угодить абсолютно любой, даже кристально честный человек. Режиссёр Дмитрий Егоров показывает всю анатомию таких «Дел», от выбивания нужных показаний свидетелей до ловких манипуляций с информационными технологиями и общественным мнением, мгновенно превращающих жертву в преступника. В первом акте спектакль прикидывается традиционной костюмной драмой, но подождите – к финалу он превратится в настоящий хоррор.