С 14 по 17 мая в Москве пройдёт XI фестиваль «Театр кукол — без границ». В программе — девять спектаклей из семи городов, в том числе постановки Александра Янушкевича, Елены Евстроповой, Натальи Пахомовой и Петра Чижова.
В 2022 году темой фестиваля стала «Современная пьеса на сцене театра кукол». Поэтому среди создателей спектаклей — не только известные кукольники, но и хорошо знакомые зрителям драматического театра драматурги: например, Алексей Житковский и Юлия Поспелова. Смотр, организатором которого является Московский областной государственный театр кукол (МОГТК), традиционно проходит на разных столичных площадках.
В день открытия фестиваля, 14 мая, сыграют спектакль самого МОГТК — премьеру нынешнего сезона «Охота на крыс» (14+). Режиссёр Дмитрий Тархов поставил пьесу Алексея Житковского о мальчике Лёньке — «серьёзный разговор с подростками о ценности жизни», как назван спектакль на сайте театра. «Появляются и исчезают империи, начинаются и заканчиваются войны, происходит геополитический передел мира, ракеты взмывают в космос, меняются правительства, бушуют экономические кризисы — и противостоит этому один маленький человек», — говорится в официальном описании постановки.
Также 14 мая на фестивале покажут новейшую премьеру Московского театра кукол (МТК) для детей — сказку «Маленькие человечки» (3+). Напомним, в основе спектакля Амира Ерманова — пьеса Виктора Илюхова. Отправной точкой для её создания стала одноимённая сказка братьев Гримм, однако сюжет пьесы и спектакля значительно отличается от короткой истории знаменитых сказочников.
Кроме того, 14 мая пройдёт первый гастрольный показ смотра — на сцене МТК сыграют «Дон Кихота» (12+) Вологодского театра кукол «Теремок». Как и в случае с «Маленькими человечками», речь идёт о современной интерпретации старинного сюжета: режиссёр Олег Лабозин ставит спектакль по тексту Евгения Шварца. Отметим, что режиссёр «Маленьких человечков» Амир Ерманов работал над «Дон Кихотом» как художник-постановщик.
15 мая в Звенигороде на сцене Культурного центра имени Любови Орловой МОГТК покажет спектакль «Бегство в сказку» (7+) по пьесе болгарского драматурга и режиссёра Димитра Димитрова. Поставила историю детей, которые предпочли школе «недетские трудности» вымышленного мира, Наталья Пахомова — штатный режиссёр МТК.
На фото — сцена из спектакля «Паша» © m-g-t.ru
16 мая на сцене МОГТК покажут два гастрольных спектакля — «Мойры Богудонии» (6+) Таганрогского камерного театра и «Музыкальный магазин» (6+) Маленького театра кукол из Балашихи. Любопытно, что «Мойры Богудонии» поставлены режиссёром Нонной Малыгиной по пьесе Константина Фёдорова «Мойры Петроградского района» — в МОГТК идёт спектакль Александры Ловянниковой по этому тексту. В Таганроге петербургскую историю о трёх богинях судьбы в современных реалиях с согласия драматурга переименовали и адаптировали к местному контексту. А в основе «Музыкального магазина» режиссёра Влада Костина — одноимённая сказка польской актрисы и писательницы Люцины Легут, написанная в середине 1960-х.
Вечером того же дня, 16 мая, на Малой сцене Московского Губернского театра пройдёт одно из главных событий фестиваля — здесь сыграют спектакль «Паша» (16+) Алтайского государственного театра кукол «Сказка». Напомним, один из лидеров современного театра кукол Александр Янушкевич поставил «неинтеллигентные рассказы о пермской жизни девяностых и нулевых» Павла Селукова — превратить сборник рассказов «Добыть Тарковского» в пьесу помог драматург спектакля, театральный критик Алексей Гончаренко. Жанр постановки обозначен как «маргинал-сериал».
В заключительный день смотра, 17 мая, будут показаны два спектакля. На сцене МТК сыграют «Бах-бах-бах» (12+) Ханты-Мансийского театра кукол. Режиссёр Елена Евстропова поставила «военно-цирковое представление» по пьесе Юлии Поспеловой — историю «о войне глазами цирковой собаки, хозяин которой ушёл на фронт». А в МОГТК покажут спектакль петербургского театра «Кот Вильям» об «экологичных отношениях». Постановка Петра Чижова «Всё склеится» (8+) — история о том, что не бывает «мусорных чувств», а реальный мусор можно перерабатывать (драматург — Ксения Ярош). Жанр обозначен как «recycle-спектакль с мастер-классом», и сама работа выросла из соответствующих мастер-классов.