15 ноября РАМТ в рамках нового экспериментального проекта – Лаборатории фантастики – представит эскизы спектаклей по сюжетам Миядзаки, Балабанова, Паланика, Беккета, по мотивам «Франкенштейна» Мэри Шелли и «Отдельной реальности» Карлоса Кастанеды.
Лаборатория фантастики, по словам организаторов, призвана действенно обновить репертуар театров для детей и юношества и помочь интеграции в профессиональное сообщество начинающих специалистов театра, от драматургов и художников до режиссёров, композиторов, сценографов.
К участию в Лаборатории были приглашены более 100 режиссёров из столиц и регионов с большим постановочным опытом и без него. Главным критерием приглашения была заинтересованность театра в конкретном художнике, его мировоззрении и театральной эстетике. Каждый из участников мог предложить любой замысел, не ограничиваясь ни жанровыми рамками, ни возрастом потенциального зрителя.
Для финального этапа Лаборатории были отобраны самые неочевидные и сложные заявки.
«Когда-то в ЦДТ я ставил “Малыша” Стругацких, потом уже в РАМТе – “Марсианские хроники”, ровно в тот год, о котором идёт речь в романе (1999 – прим. ред.), рассказывает Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа. – Я всегда страшно любил и люблю фантастику, увлекался Азимовым, Брэдбери, Кларком. Больше всего люблю Станислава Лема. К сожалению, сейчас я выпал из фантастики как литературного процесса. Поэтому очень любопытно, что предложат режиссёры нашей Лаборатории, что сейчас молодые люди считают фантастикой?
Жанр фантастики для театра очень сложный. Во-первых, потому что нет фантастических пьес. Большая литература с фантастическим сюжетом есть, а готовых пьес нет. Во-вторых, потому что фантастика, как правило, связана с постановочными эффектами, которые театр, в отличие от кино, не может себе позволить. И тут возникает интересная задача: что сцена может противопоставить экранному экшену? Фантастика как никакой, наверное, жанр требует от постановщика парадоксальных шагов, нелинейной логики сценической композиции, кардинального ухода от того, как с фантастикой работает кино».
По итогам собранных заявок в лабораторию были приглашены шесть режиссёров из регионов и столиц, в числе которых студенты выпускных курсов театральных вузов, действующие режиссёры и даже художественный руководитель известного детского театра.
На то, чтобы создать с артистами РАМТа эскизы будущего фантастического спектакля, режиссёрам была дана неделя.
В итоговую программу показов вошли следующие работы:
Сэмюэль Беккет, «В ожидании Годо», режиссёр Егор Трухин, актёры – Александр Девятьяров и Дмитрий Кривощапов;
Кир Булычёв, «Тайна третьей планеты», режиссёр Юрий Алесин, актёры – Антонина Писарева, Алексей Маслов, Алексей Мишаков и Алексей Мясников;
Алексей Балабанов, «Мой брат умер», режиссёр Александр Локтионов, актёры – Анна Тараторкина, Иван Воротняк, Сергей Печенкин, Алексей Гладков и Николай Угрюмов;
Карлос Кастанеда, «Отдельная реальность», режиссёр Александр Петренко, актёры – Виктор Цымбал и Константин Юрченко;
Мэри Шелли, «Франкенштейн, или Современный Прометей», режиссёр Надя Кубайлат, актёры – Александра Розовская, Евгений Редько, Сергей Печенкин и Павел Хрулёв;
Хаяо Миядзаки, «Ходячий замок», режиссёр Сойжин Жамбалова, актёры – Полина Лашкевич, Ирина Низина, Андрей Гальченко, Данила Богачёв и Виталий Тимашков.
«Считается, что фантастику оккупировало кино, потому что в этом жанре кажется необходимым решать визуальный ряд, в первую очередь, – говорит Егор Перегудов, главный режиссёр РАМТа. – Цель Лаборатории – проверить, так ли это, и какой инструмент может предложить театр. Я сейчас читаю, например, роман “Vita nostra” Дьяченко – вот как это ставить? Непонятно и интересно.
Фантастика – смелый вызов для постановщика, потому мы отобрали для участия в проекте только опытных режиссёров. И им предстоит избежать банальностей и штампов на тему фантастики в театре, сразу выйти в поле эксперимента. Каждый из них предложил не самый очевидный материал. И каждый даёт много поводов для того, чтобы сочинять мир на сцене таким, каким его не сочиняли до тебя».
По итогам показов и открытого обсуждения некоторые режиссёры получат возможность поставить спектакль на большой сцене РАМТа.
После показов РАМТ планирует выложить видеозаписи всех шести эскизов в сеть, о чём журнал ТЕАТР. сообщит дополнительно.
Напомним, что Лаборатория фантастики – четвёртый подобный проект РАМТа за два последних сезона. В 2019 году театр провёл Лабораторию новых форм, в 2020 – Мастерскую детской драмы, в 2021 – Лабораторию «Молодые режиссёры – детям».