21 и 22 октября в «Мастерской Петра Фоменко» пройдут премьерные показы спектакля Ивана Поповски «Молли Суини».
В основу спектакля легла одноимённая двухактная пьеса ирландского писателя и драматурга Брайана Фрила, написанная им в 1994 году. Впервые её поставили в том же году в Дублине в Гейт Театре (Gate Theatre), затем она с успехом шла на сценах Лондона, Парижа, Милана, Нью-Йорка. В России первую постановку «Молли Суини» создал Лев Додин в 2000 году.
Это наиболее известный текст автора, но «фоменки» уже дважды работали с другими его произведениями (в двух ныне не идущих спектаклях — «Танцы на праздник урожая» эстонского режиссёра Прийта Педаяса и постановке-диптихе Евгения Каменьковича «После занавеса»). Брайана Фрила называют «ирландским Чеховым». Он не только писал тексты об Ирландии, но также занимался переводами, в том числе он перевёл пьесы «Три сестры», «Дядя Ваня», «Месяц в деревне», а также создал инсценировку романа «Отцы и дети».
«Молли Суини» – история о том, как слепой женщине Молли, которая 40 лет жила «в мире чистых ощущений», решили вернуть зрение. Её муж Фрэнк тем самым собирался осчастливить её, помочь обрести новый мир, – но большой вопрос, нужно ли это было самой Молли.
Иван Поповски рассказал журналу ТЕАТР., чем привлекла его эта история: «Это действительно очень сложная пьеса, загадочная и интересная. На первый взгляд, это совсем не мой материал. Хотя тут, конечно, вопрос в том, какой он, “мой“ материал… Меня привлекли эти герои, их монологи и довольно необычная структура самой пьесы. На сцене трое. Они не пересекаются друг с другом и не общаются, хотя рассказывают одну историю. Рассказывают её вам. Кто такие “вы“? Всё ли они договаривают? Слепая и ослеплённые!? Только ли о физической слепоте идёт речь? Сегодня особенно важно говорить друг с другом, общаться вживую. Театр иногда забывает о таких элементарных вещах. А нужно просто пообщаться со зрителем, посочувствовать или подружиться, поспорить и поразмышлять вместе».
В спектакле заняты Полина Кутепова, Юрий Буторин и Анатолий Горячев. «Для “Мастерской Фоменко“ актёр всегда был самым важным в спектакле, был центром, и труппа всё время работала с очень сильным материалом, – говорит режиссёр. – “Молли Суини“ абсолютно актёрская пьеса, поэтому она очень нужна сегодня театру и в частности театру Фоменко».
Также Поповски рассказал журналу ТЕАТР. о художниках, с которыми он работал над оформлением спектакля: «Я очень рад, что сценографию мы создавали с группой Numen. Мы давно двигались друг к другу, но “Молли Суини“ стала нашей первой совместной работой. Numen – это объединение очень интересных художников, его создали в 1999 году промышленные дизайнеры из разных стран: Свен Йонке (Германия), Кристоф Кацлер (Австрия) и Никола Раделькович (Хорватия). Они много занимаются концептуальным искусством, сценографией, промышленным и пространственным дизайном».
Напомним, следующая после «Сна в летнюю ночь» (спектакль был создан в 2015 году и стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Драма — Спектакль большой формы») работа Поповски должна была увидеть свет весной, но в связи с пандемией её показ был перенесён на осень.