«Никому не надо быть продюсером»

В среду, 21-го декабря ректор ГИТИСа Григорий Заславский сообщил об объединении продюсерского и театроведческого факультетов. Большинство педагогов узнало о новом решении из сообщения ТАСС. Корреспондент Театра. выяснил у преподавателей-театроведов, и преподавателей-экономистов, почему подобное решение грозит уничтожением обоих факультетов.

По официальной информации, идея объединения связана с тем, что, как считает ректор, большинство российских фестивалей сегодня курируют театральные критики. «Мне показалось, что нужно пойти навстречу тенденциям, отражающим жизнь», — сказал Заславский https://oteatre.info/predstavlenie-grigoriya-zaslavskogo-hronika-sobytij/, объясняя, что критикам необходимо знание продюсерского дела. Во вторник, 20 декабря, собравшимся в неполном составе членам Ученого совета ГИТИСа было предложено проголосовать за это решение. Предварительно ректор объявил, что уже получил согласие представителей двух факультетов. Однако декан театроведческого факультета Наталья Пивоварова находится на больничном после автокатастрофы, так что согласие было получено от заведующего кафедрой истории театра России Бориса Любимова и заведующего кафедрой менеджмента Давида Смелянского. Представителям же других факультетов, по словам очевидцев, информация была подана так, будто театроведы и продюсеры уже одобрили решение ректора.

Наталья Пивоварова, декан театроведческого факультета ГИТИСа

Полагаю, речь идет об уничтожении нашей профессии. Уничтожении науки о театре в целом и нашего факультета в частности — факультета уникального и с долгой историей. Думаю, мы должны наконец перестать бояться и очень интеллигентно, в рамках конституции, открыто выразить свой протест. Логика о том, что театроведам надо добавить продюсерских дисциплин, в данном случае не работает — для этого не надо сливать факультеты. Ни один из коллег, с которыми я переписываюсь, не написал мне, что с ними кто-то это обсуждал заранее. При этом все было представлено ректором так, будто два факультета уже все обсудили и согласились — члены Ученого совета с других факультетов приняли это, не считая для себя возможным влезать в чужой огород. Полагаю, это решение было принято для усмирения театроведческого факультета, в последнее время прославившегося своим свободомыслием — нас ставят в такие условия, чтобы мы вынуждены были делать то, что необходимо для политики нового ректора.

Алексей Бартошевич, профессор, руководитель кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа

Я не знал ничего заранее, вернее, до меня доходили слухи, но мне сказали, что это проект на будущее. Я не мог вчера присутствовать на Ученом совете — разумеется, я голосовал бы против. В любом случае, такие решения не принимаются в тот момент, когда декан театроведческого факультета лежит после аварии и не может присутствовать. Сегодня я попросил аудиенцию у Григория Заславского. Он подтвердил, что итоги вчерашнего голосования были окончательными: Ученый совет проголосовал «за». Так что теперь, я полагаю, можно надеяться только на завтрашнюю встречу ректора с педагогами факультета. И на то, что в уставе ГИТИСа есть упоминание про права студентов — а студенты, насколько я знаю, готовы выступить против слияния.

Дмитрий Трубочкин, профессор кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа

Я присутствовал на Ученом совете, но, думаю, это был предварительный разговор. Заславский попросил одобрения Ученого совета на объединение двух факультетов, театроведческого и продюсерского. Но идея пока не была развернута, концепция не была дана. Григорий сказал, что он поговорил с Борисом Любимовым и Давидом Смелянским — и получил одобрение от обоих. И поэтому попросил одобрение Ученого совета. Большинство присутствовавших его одобрили, я при голосовании воздержался. Однако информация ТАСС о том, что ректор ГИТИСа уже все объединил — это вряд ли правда. Мы ведь даже пока не знаем, как может называться такой факультет. Естественно, у меня и моих коллег возникает много вопросов: в свое время продюсерский факультет приложил много стараний, чтобы вести обособленное существование — и театроведческий факультет в этом смысле совсем не был против, понимая, что подготовкой менеджеров должно заниматься отдельное подразделение. Думаю, прежде, чем произойдет объединение, все же должна быть опубликована концепция. Так что это была только предварительная идея.

Владимир Урин, директор Большого театра, заведующий кафедрой продюсерского мастерства в Школе-студии МХАТ

У меня недостаточно информации о том, как именно Григорий Заславский планирует осуществить слияние факультетов, я знаю только о самом факте. С моей точки зрения, это возвращение в советские времена, когда мы готовили организаторов театрального дела, считая, что они должны быть театроведами. Это непонимание того, что сегодня 21 век, что мы воспитываем менеджеров и продюсеров, а эта профессия приобрела сегодня абсолютно самостоятельный звучание. Не ясно, в чем смысл такого объединения? В свое время мы, в частности, мой друг Лев Геннадьевич Сундстрем в Петербурге, Юрий Матвеевич Орлов в московском ГИТИСе создавали кафедры и факультеты продюсирования. А Анатолий Миронович Смелянский добивался, чтобы была создана кафедра менеджмента и продюсирования в Школе-Студии МХАТ — и вашего покорного слугу туда позвали как человека, знакомого с практикой театра. Я готов выслушать, какие идеи закладывает господин Заславский в будущее объединение. Но если он, как следует из информации ТАСС, хочет, чтобы критики владели азами продюсирования — ради бога, прочтите им спецкурс, чтобы они понимали, как сегодня организован театр. Но зачем при этом уничтожать продюсерский факультет? Я боюсь, что объединение приведет к потере многого из того, что было создано за 25 лет на кафедре продюсирования в ГИТИСе.

Александр Яковлевич Рубинштейн, профессор, заведующий кафедры экономики искусств и культурной политики в Школе-Студии МХАТ

Считаю, это никакое не слияние, это просто уничтожение продюсерского факультета. А театроведческий, думаю, останется. Это факультет с долгими традициями и т.д. А вот продюсерский — он в последнее время вообще погибает. Так что в каком-то смысле все закономерно. Началось это, конечно, со смены заведующего кафедры продюсерского факультета — человека, который ее же и основал (Юрий Матвеевич Орлов — прим.ред.), и это был нехороший симптом. Разговоры о том, что критикам тоже надо быть продюсерами — просто отговорка. Никому не надо быть продюсером — кроме тех, кто этим занимается профессионально. Думаю, это не идея Заславского, эта идея, конечно, идет сверху. Видимо, это связано с каким-то сокращением средств. Если она будет реализована, то в ближайшее время у нас есть большая вероятность не научить критиков быть продюсерами, а лишиться следующего поколения продюсеров. Речь о ликвидации продюсерского факультета. Никакое слияние здесь не возможно.

***

В четверг, 22 декабря в 16.00 Григорий Заславский встретится с педагогами театроведческого факультета, чтобы обсудить с ними план объединения, о котором он на своей странице в соц.сетях говорит, как о свершившемся факте. По нашей информации, начиная с 12.30 во дворе ГИТИСа стали собираться студенты и выпускники прошлых лет.

Справка

Театроведческий факультет ГИТИСа был создан в 1931 году, на факультете собрался ряд легендарных ученых-искусствоведов. В 1949-м факультет был фактически разгромлен — с кампании против «одной антипатриотической группы театральных критиков» началось то движение, которое потом вылилось в борьбу с космополитами. Однако факультет уцелел и уже во времена оттепели достиг прежнего уровня. В разные годы его окончило подавляющее большинство советских и постсоветских театроведов, а также множество киноведов, арткритиков и проч. — в данном случае можно говорить о том, что выпускниками этого факультета во все времена являлось подавляющее большинство ученых-искусствоведов, рецензентов и журналистов, пишущих об искусстве.

В середине 1970-х годов при Театроведческом факультете ГИТИСа было создано отделение «Организация и планирование театрального дела», в 1992 году стараниями виднейших ученых-социологов и ученых-экономистов оно выделилось в Продюсерский факультет — первый в стране факультет, где стало можно выучиться на менеджера сценических искусств.

Письмо против слияния двух факультетов можно подписать здесь.

Комментарии
Предыдущая статья
Критики выбрали Человека и “Князя” 19.12.2016
Следующая статья
театр/post/кино: дискуссия театроведов и кинокритиков 19.12.2016
материалы по теме
Блог
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали  премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.
Блог
Последняя сказка Уила
В Самарском ТЮЗе, он же СамАрт, прошла премьера спектакля «Буря» в постановке Мурата Абулкатинова. Из всех пьес Шекспира режиссер выбрал самую противоречивую и бурную, с множеством вопросов, на которые сложно найти ответы.